По закону, в полномочия прокуратуры входит и надзор за исполнением законодательства РФ органами дознания. Такие прокурорские полномочия распространяются и на органы оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Что представляет собой прокурорский надзор за деятельностью сотрудников органов дознания и на каких законных основаниях он осуществляется рассказано ниже в статье.
Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 301-93-70
Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания
По закону, предметом надзора прокуратуры считается и надзор за соблюдением порядка рассмотрения заявлений и сообщений граждан о преступлениях, а также, за проведением расследования, розыска подозреваемого и необходимых оперативных мероприятий (ст. 29 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г.). Кроме того, в данные прокурорские полномочия входит и контроль за законностью решений, принимаемых дознавателем.
При надзоре за работой дознавателей сотрудники прокуратуры встают на защиту конституционных прав и законных интересов подозреваемых и потерпевших.
Особенности организации, правовая основа, приказ 33
По закону, осуществлять надзор за исполнением российского законодательства органами дознания вправе заместители Генпрокурора РФ, начальники главков и соответствующих управлений прокуратуры, а также, областные, городские, районные, военные и спецпрокуроры. Причем они реагируют на нарушения законодательства РФ на каждом этапе процессуальных действий, начиная со дня поступления сообщения граждан о преступлении до оформления итогового решения по уголовному делу. Кроме того, при надзоре за работой дознавателей прокуроры вправе (Приказ генпрокуратуры 33):
- не реже 1 раза в мес. — осуществлять проверку соблюдения законных требований при регистрации в канцелярии ведомства и рассмотрении дознанием заявлений граждан о преступлениях по информации, поступающей из СМИ, от граждан, из медучреждений;
- 1 раз в мес. — выполнять проверку правомерности закрытия дознанием дела, возбужденного по УК РФ;
- 1 раз в 3 мес. — изучать практику использования мер наказания в виде содержания в ИВС;
- 1 раз в год — проводить проверку дознавателей на соблюдение законного порядка хранения собранных по делу вещественных доказательств.
Читайте также: Особенности возбуждения прокуратурой уголовных дел
Вышеприведенные прокурорские полномочия имеют под собой правовую основу. Это:
- ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г. (ст. 29-30).
- Приказ Генпрокуратуры РФ № 33 от 26 января 2017 г. об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью сотрудников органов дознания.
- УПК РФ.
Указания Генпрокурора РФ по вопросам, не требующим правового регулирования на законодательном уровне, также считаются обязательными к исполнению.
Полномочия в осуществлении надзора за процессуальной деятельностью ОРД
Приказом Генпрокурора РФ об ОРД установлены различные полномочия прокуратуры в надзоре за работой дознавателей, сотрудников розыска и оперуполномоченных. Это (п. 2-35 Приказа № 33 Генеральной прокуратуры):
- Надзор (контроль) за соблюдением подследственности дел, приведенных в ст. 151 УПК РФ — как при разрешении самого уголовного дела, так и на этапе рассмотрения заявлений (сообщений) граждан о противоправных деяниях.
- Не допущение передачи томов дела по заявлениям граждан о преступлениях в судебную инстанцию или по подследственности — если на то есть законные основания.
- Продление до 30 дней срока рассмотрения заявлений, обращений физлиц о преступлении — при осуществлении ревизии, проверки документации, экспертизы суда, а также, для исследований предметов преступления, справок, тел погибших (убитых), для розыска и проведения оперативных необходимых мероприятий (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).
- Обеспечение проверки правомерности действий и актов дознавателей — по заявлению (сообщению) граждан о преступлении (ст. 144, 148 УПК РФ).
- Внесение в орган, занимающийся розыском и опер. деятельностью, требование о предоставлении служебной документации дознавателю или в судебную канцелярию — в случае неполноты представленных справок и иной важной для уголовного расследования информации, а также, при приведении доказательств вины подозреваемого или разрешении дела.
- Проверка соблюдения требований закона об уведомлении прокурорского работника и потерпевшего о принятии заявления подозреваемого об осуществлении дознания в сокращенном виде — на протяжении 24 ч с даты получения на руки приведенного ходатайства (ст. 226.4 УПК РФ).
- Организация проверки правомерности актов об официальном отказе подозреваемому в ускоренном осуществлении дознания.
- Разрешение вопроса предоставления дознанию права на открытие нового уголовного дела публичного частного (частного) обвинения, открываемого по заявлению потерпевшего или его законного представителя — при этом прокуратура обязана проверять как полноту информации для принятия данного решения, так и его правомерность (ч. 4 ст. 20 УПК РФ).
- Контроль за неукоснительным исполнением дознанием ст. 226.4 УПК РФ.
- Направление прокурорских указаний об осуществлении дознания по делам, открытых по преступлениям, не приведенных в ч. 1 п. 3 ст. 150 УПК РФ.
- Оформление указания о фиксации доказательств вины подозреваемого, о дальнейшем направлении расследования открытого по УК РФ дела и осуществлении иных аналогичных действий дознанием.
- Пресечение случаев осуществления следственных и других аналогичных действий сотрудником, уже осуществившим розыск или необходимые опер. мероприятия по открытому делу.
- Надзор за исполнением дознавателем законных требований о предъявлении потенциальному преступнику ксерокопии уведомления о времени допроса и уведомления о подозрении в осуществлении преступления (ст. 223.1 УПК РФ).
- Контроль за применением дознанием принудительных мер и необходимых мер пресечения — после выявления правонарушений прокуратура обязана добиваться справедливости и разрешать вопрос о наказании виновных работников дознания путем привлечения их к соответствующей ответственности.
- Оформление постановления о принятии жалобы подозреваемого на неправомерные действия (умышленные бездействия) и акты дознания или об официальном отказе в таковом.
- Официальное согласие на заявление дознавателем перед судьей ходатайства о заключении подозреваемого под стражу — причем, приоритет отдается рассмотрению вопросов о содержании в ИВС подростков, стариков и иных граждан, исходя из имеющихся по делу обстоятельств и характеристики подозреваемого.
- Разрешение на увеличение срока содержания подозреваемого в ИВС путем обращения дознания в судебную инстанцию — в случае сложности рассматриваемого дела по УК РФ и наличии определенных законных оснований для оставления этой меры пресечения (ст. 109, 223, 224 УПК РФ).
- Отстранение работника органа дознания от дела, возбужденного по УК РФ — когда им допущены правонарушения, влияющие на исход рассматриваемого дела.
- Изъятие томов дела у дознавателя и передача его следствию — если на это есть соответствующие законные основания (ч. 11 п. 2 ст. 37 УПК РФ).
- Оформление постановления на отмену неправомерного постановления дознания — если обстоятельства по делу исключают быстрое дознание, или в случае неисполнения условий его осуществления.
- Требование от дознавателей направлять ходатайства об увеличении срока осуществления дознания до 2 мес. за 5 дней до окончания срока (свыше 2 мес. — за 10, больше полгода — за 15) — как указано в ст. 223 УПК РФ.
- Надзор за работой дознавателей при осуществлении дознания в сокращенном виде — оно должно быть завершено на протяжении 15 суток с даты оформления постановления об осуществлении дознании (ст. 226.7 УПК РФ).
- Отмена неправомерного постановления работника дознания до направления жалобы подозреваемого в суд — после принятия судьей жалобы на неправомерные акты, действия дознавателя (ст. 125 УПК РФ).
- Утверждение полученного от дознавателя обвинительного акта — при этом, особое внимание прокуратура обращает на достаточность принятых дознавателем мер по обнаружению причин осуществления противоправного деяния, а также, по выплате компенсации морального вреда потерпевшему.
- Рассмотрение томов дела вместе с обвинительным актом — проверка соответствия содержания данного акта требованиям ч. 1-8 п. 1 ст. 225 УПК РФ и полноты сведений, приведенных в справке (п. 10 ст. 226.7 УПК РФ). В случае несоответствия приведенного акта требованиям, предъявляемым УПК РФ, он должен быть возвращен дознавателю для переоформления на протяжении 2 суток.
В случае наличия законных оснований, установленных ст. 24-28.1 УПК РФ, прокуратура оформляет постановление о закрытии дела, полученного от дознавателя. Причем об этом обязательно должны быть уведомлены участники дела и другие заинтересованные лица (Приказ Генпрокурора 33).
Читайте также: Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов следствия
Таким образом, в полномочия прокурора входит и надзор за соблюдением российских законов сотрудниками органов дознания и ведомств, занимающихся розыском, а также, оперуполномоченными. В случае вины дознавателя материалы дела могут быть возвращены ему для переоформления или он может быть вовсе закрыто. Также, в соответствии с Приказом прокуратуры по дознанию и ФЗ о прокуратуре прокурор рассматривает жалобы граждан на работу сотрудников дознания и принимает по ним необходимые решения.
Читайте далее:Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 8 (800) 301-93-70 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) Это быстро и бесплатно!