Помимо надзора за соблюдением российских законов и Конституции РФ прокуратура РФ вправе заниматься и правотворчеством. Это касается составления законопроектов и аналогичных нормативных правовых актов (НПА). Обладают ли органы прокуратуры правом законодательной инициативы, каковы ее значение и особенности, рассказано ниже в статье.
Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 301-93-70
Участие прокуратуры в правотворческой деятельности
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, помимо надзорных функций, прокуратура РФ наделена и правотворческими функциями. Об этом сказано и в ст. 9 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г. Причем сущность данной прокурорской деятельности может быть выражена в разных формах.
Что под этим понимается
Если кратко, то законодательная инициатива прокурора — это установление необходимости изменения актов НПА и внесение соответствующих прокурорских поправок (предложений) депутатам всех уровней и сенаторам. Под понятие этого термина подпадают и проекты данных правовых актов. Например, прокуратура вправе участвовать в разработке законопроектов, рассматриваемых Госдумой РФ.
Читайте также: Как правильно отвечать на протесты прокуратуры
Особенности и формы
Нормотворческие инициативы прокурора могут быть выражены в различных формах. Это:
- Внесение предложений.
- Выступление на заседаниях Госдумы, Совфеда.
- Участие в рабочих группах Госдумы (Совфеда) — на этапе разработки законопроектов.
- Проведение антикоррупционной и правовой экспертизы НПА.
По закону, к основным направлениям прокурорской правотворческой деятельности относятся (п. 1.2 Приказа Генпрокурора РФ № 144 от 17 сентября 2007 г.):
- составление проектов актов, касающихся прокурорской компетенции;
- участие в составлении законопроектов и обсуждение их в Госдуме, Совфеде РФ и региональных заксобраниях;
- оформление заключений на законопроекты;
- внесение списка предложений по изменению российского законодательства.
Сотрудничество прокуратуры с Госдумой и Совфедом РФ осуществляется по нескольким направлениям. Это:
- составление законопроектов по предложениям, внесенных Генпрокурором РФ, и участие в их обсуждении — при этом прокурорский работник выступает в роли участника пленарных заседаний Госдумы и Совфеда или заседаний думских и сенатских комиссий (комитетов);
- оформление заключений на проекты законов, вынесенных на рассмотрение Госдумы, и поправок к ним;
- предоставление запрошенных данных депутатам и сенаторам.
В правотворчестве участвуют и Генпрокуроры, а также, рядовые сотрудники Генпрокуратуры РФ (п. 4.2 Приказа Генпрокуратуры № 144). Так, последние вправе принимать участие в заседаниях палат Госдумы и Совфеда, а также, их комитетов (комиссий). В этом случае Генпрокуратура предоставляет депутатам и сенаторам нужные данные и правовые заключения по законопроектам. Кроме того, сотрудники Генпрокуратуры РФ входят в состав рабочих групп Госдумы и Совфеда.
Областные прокуратуры также наделены правотворческими функциями (п. 6.1 Приказа Генпрокурора № 144). Например, на старших помощников прокуроров субъектов РФ законодательством РФ возложены задачи по:
- Подготовке к участию областного прокурора в составлении проектов региональных НПА.
- Внесению предложений по изменению законодательства РФ.
- Инициированию принятия региональных нормативных актов — в целях реализации российских законов.
- Предотвращению принятия региональными думами и правительствами законов, противоречащих Конституции РФ и законодательству РФ.
Также, старшие помощники осуществляют координацию городских (районных) прокуроров и местных муниципалитетов в правотворчестве.
Реализация прокурором права законодательной инициативы
По закону, прокуратура наделена правом законодательной инициативы. Так, для осуществления этой задачи старшие помощники областных прокуроров вправе:
- вносить предложения в планы регионального правительства, заксобрания по составлению проектов НПА;
- вносить проекты законов в областные думы;
- принимать участие в рабочих группах и заседаниях региональных заксобраний, правительства — по составлению НПА;
- направлять замечания (заключений) — если нормативный акт не соответствует законодательству. Например, он имеет признаки коррупциогенности или неправильно оформлен.
Читайте также: Обязанности прокуратуры при рассмотрении жалобы
Причем прокуратура реализует право законодательной инициативы в соответствии с планами нормотворческой деятельности (п. 1.3 Приказа Генпрокурора № 144):
- Главы государства.
- Правительства России.
- Совфеда РФ.
- Госдумы.
- Заксобраний, областных дум.
В общем, участие прокуратуры в правотворческой деятельности выражается следующим образом (ст. 7 Закона РФ № 2202-1-ФЗ):
- Генпрокурор РФ, его замы вправе участвовать на заседаниях Госдумы, Совфеда, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, областных дум, региональных правительств и муниципалитета.
- Областные, городские и районные прокуроры и их замы вправе участвовать в заседаниях правительства субъекта РФ, заксобраний, и местного муниципалитета.
- Прокурор и его зам. вправе участвовать в рассмотрении прокурорских представлений или протестов, внесенных ими. Причем рассматривать данные представления и протесты могут правительство РФ, областные думы, правительство субъекта РФ и местного муниципалитета, а также, коммерческие компании и НКО.
Проекты НПА обязательно подлежат правовой и антикоррупционной экспертизе.
Проведение правовой экспертизы проектов НПА
Под участием прокурора в правотворческой деятельности понимается и правовая экспертиза проектов НПА. Под этой экспертизой понимается правовая оценка данного нормативного акта в отношении:
- его формы, предмета, целей, норм и задач;
- компетенции ведомства, принявшего его;
- его порядка опубликования и принятия — при проверке на соответствие Конституции России и законодательству РФ;
- наличия в нем обязательных реквизитов.
По закону, прокурор осуществляет правовую экспертизу проектов актов, изданных должностными лицами из:
- Правительства РФ — министерств, инстанций, ведомств, СК РФ.
- Региональных заксобраний, областных дум, правительства субъекта РФ.
- Иных госорганов и организаций.
- Местного муниципалитета.
Требование прокуратуры об изменении проекта НПА обязательно должно быть рассмотрено его адресатом, то есть, соответствующими ведомством, организацией или отдельным сотрудником. Причем данное требование рассматривается на протяжении 10 дней с даты его поступления к адресату (п. 3 ст. 9.1 ФЗ № 2202-1).
Прокурорское требование об изменении НПА может быть направлено и в региональное заксобрание или в городское собрание. Тогда оно обязательно рассматривается на ближайшем заседании соответствующей думы или горсобрания.
Как показывает практика, при правовой оценке НПА чаще выявляются неполнота административных процедур, нормативные коллизии или завышение требований к лицу, предъявляемых для реализации его прав.
Об итогах рассмотрения требования прокуратуры в этот же день сообщается прокурорскому работнику, внесшему его.
В итоге при проверке НПА прокурор проводит правовую и антикоррупционную экспертизу и тем самым осуществляет профилактику возможных негативных последствий от принятия актов, противоречащих действующему российскому законодательству. Одним из таких негативных последствий, например, могут быть факты коррупции у должностных лиц госорганов.
Таким образом, помимо надзора, прокуроры наделены и правотворческими функциями. Причем это касается региональных, федеральных актов НПА, и актов муниципалитета. Также, надзорное ведомство проводит антикоррупционную и правовую экспертизу данных актов.
Читайте далее:Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 8 (800) 301-93-70 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) Это быстро и бесплатно!