Бесплатная 
консультация юриста

Общая характеристика направлений деятельности прокуратуры

Полномочия прокурора

По закону, прокуратура РФ занимается надзором за исполнением законодательства РФ и выполняет другие функции. При этом она работает по определенным направлениям деятельности. Какими полномочиями наделен прокурор и каковы основные направления деятельности прокуратуры, рассказано ниже в статье.

Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 302-47-73

Органы прокуратуры — какие функции выполняют

По закону, прокуратура РФ выполняет различные функции в рамках соответствующих направлений деятельности (ст. 1 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г.). По общему правилу, в характеристику понятия «прокурорская деятельность» входит надзор (контроль) прокуратуры за:

  • исполнением положений Конституции РФ;
  • законностью в РФ;
  • соблюдением гражданских свобод и конституционных прав — в отношении и гражданина РФ, и человека.

Кроме того, прокуратура вправе открывать уголовное дело, а также выполнять другие функции. Например, Генпрокуратура РФ выпускает специздания.

Основные направления деятельности

Законодательством РФ установлены различные направления прокурорской деятельности. К главным из них относятся:

  1. Контроль за законностью в РФ.
  2. Контроль за соблюдением конституционных прав и гражданских свобод.
  3. Координация работы органов правопорядка.
  4. Правотворчество, то есть, участие в совершенствовании актов НПА.
  5. Рассмотрение и принятие жалоб, заявлений от граждан (юрлиц) — в случае несоблюдения законов сотрудниками госорганов и иными лицами.

Также, к обязанностям прокуратуры относится и международное сотрудничество. Оно представляет собой взаимодействие Генпрокуратуры с соответствующими иностранными ведомствами и международными учреждениями (организациями), а также заключение с ними соглашения по снижению уровня преступности.

Краткая характеристика приоритетных

Среди основных направлений деятельности органов прокуратуры есть и приоритетные. Это:

  • снижение уровня преступности в РФ;
  • противодействие коррупции;
  • защита интересов и прав граждан;
  • обеспечение единства правового пространства страны.

Читайте также: Структура и функции генеральной прокуратуры

Прокуратура работает по этим направлениям в целях выполнения следующих задач: сохранения верховенства права, а также, защиты конституционных прав, гражданских свобод, интересов граждан и госинтересов. Так, надзорное ведомство осуществляет:

  • контроль за соблюдением конституционных прав, гражданских свобод и законодательства РФ правительством России, СК РФ, областными думами и правительствами, муниципалитетами, Минобороны, Генштабом, контролирующими ведомствами и их сотрудниками, а также, административным персоналом и руководством фирм (компаний) и НКО — в том числе и контроль за соответствием закону оформляемых ими актов;
  • контроль за исполнением российского законодательства РФ дознавателями, следователями и оперуполномоченными;
  • контроль деятельности приставов ФССП;
  • контроль за работой администраций СИЗО, ИВЛ, колоний, тюрем, колония-поселений, исправительных центров, психиатрических больниц;
  • открытие уголовного дела в соответствии с должностными полномочиями, приведенными в ст. 37 УПК РФ;
  • координация работы органов правопорядка по снижению уровня преступности. Сюда относится такие органы правопорядка, как МВД, ФСБ, ФТС и иные аналогичные ведомства.
  • открытие административных дел — на основании ст. 25.11 КоАП РФ.

Что же касается правотворчества, то в целях совершенствования законодательства РФ прокурор вправе вносить Президенту РФ, Совфеду РФ, Правительству РФ, в Госдуму, региональные думы предложения о корректировке, о внесении уточнений, о принятии или об отмене актов НПА, в том числе и законов (ст. 9 Закона РФ № 2202-1-ФЗ).

При обнаружении в акте НПА коррупционной составляющей прокуратура:

  1. Вносит в ведомство (орган), компанию или лицу, издавшему акт НПА, требование о корректировке данного акта с предложением устранить коррупционные факторы.
  2. Идет в суд.
Эксперт сайта
Гаврилова Ольга
Стаж работы в качестве адвоката — 21 год. С 2015 г. является экспертом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова А.Н.
Задать вопрос
Прокуратура рассматривает заявления граждан (юрлиц), если в них содержатся сведения о несоблюдении норм законодательства РФ (ст. 10 Закона РФ № 2202-1-ФЗ). Причем окончательное прокурорское решение, по закону, не препятствует дальнейшему обращению заявителя в суд. На решение прокуратуры по жалобе на акт (решение) суда можно подать жалобу только вышестоящему прокурору.

Заявления граждан (юрлиц) подлежат рассмотрению в сроки и в порядке, введенные п. 3, 5, 6 Приказа Генпрокуратуры России № 45 от 30 января 2013 г.

По итогам рассмотрения заявления или жалобы граждан (юрлиц) прокурор либо привлекает виновного к ответственности, либо отказывает в этом на законных основаниях.

Читайте также: Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов следствия

Особенности надзора, уголовного преследования и координации

В рамках надзора прокуратура вправе получать доступ к секретной и иной информации, засекреченной законодательством РФ. Например, это правило касается обработки персональных данных (ст. 4 ФЗ № 2202-1).

По закону, прокурор не может стать депутатом и членом органа, учрежденного на федеральном уровне или муниципалитетом.

Прокуроры не могут вступать в общественные объединения политической направленности. Причем действия прокуратуры никак не связаны решениями данных организаций. Кроме того, по закону, прокуратура:

  • независима от мнения властей и общественных организаций;
  • действуют гласно, не разглашая гостайны или тайны, охраняемой законодательством РФ;
  • информируют население и власть о текущем состоянии законности.

Что касается уголовного преследования, то, согласно законодательству РФ, прокурор вправе (ст. 37 УПК РФ):

  1. Открывать новое уголовное дело и быть гособвинителем в суде.
  2. Осуществлять контроль за работой дознавателей и следователей.

Читайте также: Особенности возбуждения прокуратурой уголовных дел

Если материалы уголовного дела еще не были переданы в канцелярию суда, прокуратура вправе:

  • проводить проверку исполнения законодательства РФ при госрегистрации в канцелярии и рассмотрении заявлений граждан (юрлиц) о преступлениях;
  • оформлять постановление о передаче томов дела следователю (дознавателю) — если прокуратурой выявлены факты правонарушений (преступления) и разрешается вопрос об открытии уголовного дела;
  • требовать от дознавателей и следователей устранения ошибок в работе — если недочеты в работе были допущены ими при рассмотрении и принятии в канцелярии заявлений граждан (юрлиц) о преступлениях, а также, при осуществлении дознания или при проведении предварительных следственных мероприятий;
  • направлять дознавателю прокурорские указания о направлении хода расследования или об осуществлении необходимых процессуальных действий;
  • разрешать дознавателю подачу в канцелярию суда ходатайства, касающееся меры пресечения — о ее избрании, корректировке или отмене;
  • аннулировать неправомерные постановления, оформленные дознавателем или нижестоящим прокурором;
  • присутствовать на судебных слушаниях — при рассмотрении вопроса об отправлении подсудимого под стражу или о продлении времени содержания за решеткой, а также об отмене ареста или об изменении приведенной меры;
  • разрешать самоотвод дознавателя и отводы, заявленные ему;
  • заявлять отвод дознавателя от расследования дела, если это необходимо в рамках закона;
  • изымать тома уголовного дела у дознавателя и предоставлять их следователю;
  • утверждать полученное от дознавателя постановление о закрытии дела;
  • утверждать составленный дознавателем обвинительное постановление или акт по делу (оформленное следователем — заключение с обвинением подозреваемого);
  • направлять материалы дело обратно дознанию, следствию.

Во время судебных слушаний по делу прокуратура поддерживает гособвинение. Тем самым прокурор обеспечивает законность и правовую обоснованность обвинения подсудимого.

По закону, прокуратура вправе закрыть уголовное дело с приведением мотивов данного решения.

Прокурорскими полномочиями, установленными ст. 37 УПК РФ, наделены районные, городские прокуроры и их замы. Кроме того, такие компетенции есть у приравненных к ним прокурорским работникам и у вышестоящей прокуратуры.

Что же касается координации в прокуратуре, то, по закону, прокуратура РФ — это централизованная система органов, где нижестоящие подчиняются вышестоящим прокурорам и Генпрокурору РФ (ст. 4 ФЗ № 2202-1).

Генпрокурор РФ и прокуроры, находящиеся в его подчинении, занимаются координацией работы МВД, ФСБ, ФТС и иных аналогичных ведомств (ст. 8 Закон РФ № 2202-1-ФЗ).

Также, прокурор может создавать рабочие группы, инициировать координационные межведомственные совещания или истребовать необходимую статистику или сведения. Он может делать это в соответствии с Указом Президента РФ № 567 от 18 апреля 1996 г.

Читайте далее:

Правовые режимы в деятельности прокуратуры

По закону, функции прокуратуры РФ и порядок ее работы устанавливаются соответствующими правовыми актами (ст. 3 ФЗ № 2202-1). Это:

  1. Конституция РФ.
  2. Закон РФ № 2202-1-ФЗ.
  3. Иные законы РФ.

К одному из видов правовых режимов в деятельности прокуратуры относятся и международные договоры РФ. Однако, решения межгосударственных инстанций, идущие вразрез Конституции РФ, признаются недействительными на территории РФ.

Таким образом, прокуратур действует в определенных направлениях деятельности. Причем каждая отрасль прокуратуры РФ вносит свой вклад в решение основных задач по обеспечению верховенства права и защите прав и интересов граждан. Например, прокуратура вправе открывать уголовные дела или координировать работу правоохранительных органов при борьбе с преступностью.

Роман Абдрахманов

Помощник арбитражного управляющего. Специализируется на таких направлениях как банкротство физических лиц. Работа с коллекторами и судебными приставами. Общий юридический стаж более 10 лет.

Magoblproc.ru
Добавить комментарий