По закону, прокуратура РФ занимается надзором за исполнением законодательства РФ и выполняет другие функции. При этом она работает по определенным направлениям деятельности. Какими полномочиями наделен прокурор и каковы основные направления деятельности прокуратуры, рассказано ниже в статье.
Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 301-93-70
Органы прокуратуры — какие функции выполняют
По закону, прокуратура РФ выполняет различные функции в рамках соответствующих направлений деятельности (ст. 1 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г.). По общему правилу, в характеристику понятия «прокурорская деятельность» входит надзор (контроль) прокуратуры за:
- исполнением положений Конституции РФ;
- законностью в РФ;
- соблюдением гражданских свобод и конституционных прав — в отношении и гражданина РФ, и человека.
Кроме того, прокуратура вправе открывать уголовное дело, а также выполнять другие функции. Например, Генпрокуратура РФ выпускает специздания.
Основные направления деятельности
Законодательством РФ установлены различные направления прокурорской деятельности. К главным из них относятся:
- Контроль за законностью в РФ.
- Контроль за соблюдением конституционных прав и гражданских свобод.
- Координация работы органов правопорядка.
- Правотворчество, то есть, участие в совершенствовании актов НПА.
- Рассмотрение и принятие жалоб, заявлений от граждан (юрлиц) — в случае несоблюдения законов сотрудниками госорганов и иными лицами.
Также, к обязанностям прокуратуры относится и международное сотрудничество. Оно представляет собой взаимодействие Генпрокуратуры с соответствующими иностранными ведомствами и международными учреждениями (организациями), а также заключение с ними соглашения по снижению уровня преступности.
Краткая характеристика приоритетных
Среди основных направлений деятельности органов прокуратуры есть и приоритетные. Это:
- снижение уровня преступности в РФ;
- противодействие коррупции;
- защита интересов и прав граждан;
- обеспечение единства правового пространства страны.
Читайте также: Структура и функции генеральной прокуратуры
Прокуратура работает по этим направлениям в целях выполнения следующих задач: сохранения верховенства права, а также, защиты конституционных прав, гражданских свобод, интересов граждан и госинтересов. Так, надзорное ведомство осуществляет:
- контроль за соблюдением конституционных прав, гражданских свобод и законодательства РФ правительством России, СК РФ, областными думами и правительствами, муниципалитетами, Минобороны, Генштабом, контролирующими ведомствами и их сотрудниками, а также, административным персоналом и руководством фирм (компаний) и НКО — в том числе и контроль за соответствием закону оформляемых ими актов;
- контроль за исполнением российского законодательства РФ дознавателями, следователями и оперуполномоченными;
- контроль деятельности приставов ФССП;
- контроль за работой администраций СИЗО, ИВЛ, колоний, тюрем, колония-поселений, исправительных центров, психиатрических больниц;
- открытие уголовного дела в соответствии с должностными полномочиями, приведенными в ст. 37 УПК РФ;
- координация работы органов правопорядка по снижению уровня преступности. Сюда относится такие органы правопорядка, как МВД, ФСБ, ФТС и иные аналогичные ведомства.
- открытие административных дел — на основании ст. 25.11 КоАП РФ.
Что же касается правотворчества, то в целях совершенствования законодательства РФ прокурор вправе вносить Президенту РФ, Совфеду РФ, Правительству РФ, в Госдуму, региональные думы предложения о корректировке, о внесении уточнений, о принятии или об отмене актов НПА, в том числе и законов (ст. 9 Закона РФ № 2202-1-ФЗ).
При обнаружении в акте НПА коррупционной составляющей прокуратура:
- Вносит в ведомство (орган), компанию или лицу, издавшему акт НПА, требование о корректировке данного акта с предложением устранить коррупционные факторы.
- Идет в суд.
Заявления граждан (юрлиц) подлежат рассмотрению в сроки и в порядке, введенные п. 3, 5, 6 Приказа Генпрокуратуры России № 45 от 30 января 2013 г.
По итогам рассмотрения заявления или жалобы граждан (юрлиц) прокурор либо привлекает виновного к ответственности, либо отказывает в этом на законных основаниях.
Читайте также: Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов следствия
Особенности надзора, уголовного преследования и координации
В рамках надзора прокуратура вправе получать доступ к секретной и иной информации, засекреченной законодательством РФ. Например, это правило касается обработки персональных данных (ст. 4 ФЗ № 2202-1).
По закону, прокурор не может стать депутатом и членом органа, учрежденного на федеральном уровне или муниципалитетом.
Прокуроры не могут вступать в общественные объединения политической направленности. Причем действия прокуратуры никак не связаны решениями данных организаций. Кроме того, по закону, прокуратура:
- независима от мнения властей и общественных организаций;
- действуют гласно, не разглашая гостайны или тайны, охраняемой законодательством РФ;
- информируют население и власть о текущем состоянии законности.
Что касается уголовного преследования, то, согласно законодательству РФ, прокурор вправе (ст. 37 УПК РФ):
- Открывать новое уголовное дело и быть гособвинителем в суде.
- Осуществлять контроль за работой дознавателей и следователей.
Читайте также: Особенности возбуждения прокуратурой уголовных дел
Если материалы уголовного дела еще не были переданы в канцелярию суда, прокуратура вправе:
- проводить проверку исполнения законодательства РФ при госрегистрации в канцелярии и рассмотрении заявлений граждан (юрлиц) о преступлениях;
- оформлять постановление о передаче томов дела следователю (дознавателю) — если прокуратурой выявлены факты правонарушений (преступления) и разрешается вопрос об открытии уголовного дела;
- требовать от дознавателей и следователей устранения ошибок в работе — если недочеты в работе были допущены ими при рассмотрении и принятии в канцелярии заявлений граждан (юрлиц) о преступлениях, а также, при осуществлении дознания или при проведении предварительных следственных мероприятий;
- направлять дознавателю прокурорские указания о направлении хода расследования или об осуществлении необходимых процессуальных действий;
- разрешать дознавателю подачу в канцелярию суда ходатайства, касающееся меры пресечения — о ее избрании, корректировке или отмене;
- аннулировать неправомерные постановления, оформленные дознавателем или нижестоящим прокурором;
- присутствовать на судебных слушаниях — при рассмотрении вопроса об отправлении подсудимого под стражу или о продлении времени содержания за решеткой, а также об отмене ареста или об изменении приведенной меры;
- разрешать самоотвод дознавателя и отводы, заявленные ему;
- заявлять отвод дознавателя от расследования дела, если это необходимо в рамках закона;
- изымать тома уголовного дела у дознавателя и предоставлять их следователю;
- утверждать полученное от дознавателя постановление о закрытии дела;
- утверждать составленный дознавателем обвинительное постановление или акт по делу (оформленное следователем — заключение с обвинением подозреваемого);
- направлять материалы дело обратно дознанию, следствию.
Во время судебных слушаний по делу прокуратура поддерживает гособвинение. Тем самым прокурор обеспечивает законность и правовую обоснованность обвинения подсудимого.
По закону, прокуратура вправе закрыть уголовное дело с приведением мотивов данного решения.
Прокурорскими полномочиями, установленными ст. 37 УПК РФ, наделены районные, городские прокуроры и их замы. Кроме того, такие компетенции есть у приравненных к ним прокурорским работникам и у вышестоящей прокуратуры.
Что же касается координации в прокуратуре, то, по закону, прокуратура РФ — это централизованная система органов, где нижестоящие подчиняются вышестоящим прокурорам и Генпрокурору РФ (ст. 4 ФЗ № 2202-1).
Генпрокурор РФ и прокуроры, находящиеся в его подчинении, занимаются координацией работы МВД, ФСБ, ФТС и иных аналогичных ведомств (ст. 8 Закон РФ № 2202-1-ФЗ).
Читайте далее:Также, прокурор может создавать рабочие группы, инициировать координационные межведомственные совещания или истребовать необходимую статистику или сведения. Он может делать это в соответствии с Указом Президента РФ № 567 от 18 апреля 1996 г.
Правовые режимы в деятельности прокуратуры
По закону, функции прокуратуры РФ и порядок ее работы устанавливаются соответствующими правовыми актами (ст. 3 ФЗ № 2202-1). Это:
- Конституция РФ.
- Закон РФ № 2202-1-ФЗ.
- Иные законы РФ.
К одному из видов правовых режимов в деятельности прокуратуры относятся и международные договоры РФ. Однако, решения межгосударственных инстанций, идущие вразрез Конституции РФ, признаются недействительными на территории РФ.
Таким образом, прокуратур действует в определенных направлениях деятельности. Причем каждая отрасль прокуратуры РФ вносит свой вклад в решение основных задач по обеспечению верховенства права и защите прав и интересов граждан. Например, прокуратура вправе открывать уголовные дела или координировать работу правоохранительных органов при борьбе с преступностью.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 8 (800) 301-93-70 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) Это быстро и бесплатно!