Бесплатная 
консультация юриста

Формы участия прокурора в сфере административной юрисдикции

Законодательство

Помимо надзора прокурор имеет и определенные полномочия в административной юрисдикции. Так, он может обратиться в суд и подать иск, касающийся защиты нарушенных прав и конституционных свобод граждан, а также интересов регионов РФ, муниципалитетов и РФ. Причем такое возможно только по некоторым видам дел. Что представляет собой участие прокурора в административном судопроизводстве, в чем заключается его цель и где взять образец прокурорского заключения, рассказано ниже в статье.

Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 200-46-92

Прокурор в сфере административной юрисдикции

По закону, прокурор вправе подать в суд административный иск. Причем в этой категории исков указываются требования о защите конституционных свобод, охраняемых российским законодательством интересов и гражданских прав физлиц, а также, неустановленного круга лиц или интересов областей РФ, муниципалитетов и РФ. По итогам рассмотрения иска прокурор дает соответствующее заключение по рассматриваемому административному делу (ст. 39 КАС РФ).

Прокурорский работник вправе быть административным истцом и при разрешении на судебных слушаниях дел об (п. 7 ст. 39, 213, 243, 277, 283 КАС РФ):

  1. Обжалование неправомерных актов НПА — актов, принятых избиркомом, или регионального закона, или аналогичных актов.
  2. Защите гражданских прав на участие в выборах и права быть избранным — иск подается о признании неправомерными актов, действия или умышленного бездействия избиркома.
  3. Принудительной госпитализации больного в психбольницу или об увеличении периода его пребывания в данном медучреждении — причем, гражданин вправе лично участвовать в судебных слушаниях (заседаниях).
  4. Направлении больного в противотуберкулезный диспансер без его согласия на это.

Также, прокурор вправе выступать в роли административного истца и в соответствии ст. 35-39 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г. Это может быть опротестование решений судьи, отзыв протеста, приостановление исполнения вступившего в силу приговора или представление о даче судье разъяснений.

Читайте также: Когда прокурор дает заключение в гражданском судопроизводстве

Возможные формы участия в административном судопроизводстве

Законом установлены различные формы участия прокурора в административном судопроизводстве. Так, это может быть:

  • составление заключения по итогам судебных слушаний — если дело заведено по вопросу оспаривания акта НПА;
  • подача прокурорского представления на акты суда — таким образом прокуратура реагирует на неправомерные судебные решения.

Причем представление вправе приносить как сам прокурор-участник дела, так и вышестоящий (ч. 2 ст. 295 КАС РФ).

Прокурор вправе вынести представление на судебное решение или иной аналогичный акт и в том случае, если он не был участником дела при его рассмотрении судом 1-ой инстанции. Данное правило подтверждается Постановлением ВС России № 5 от 11 июня 2020 г.

Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях вправе подать соответствующий иск или принести представление не в любой суд. Генпрокурор России и его зам. может обратиться в ВС РФ, республиканский ВС, а также в суд (ст. 39 КАС РФ):

  1. Областной.
  2. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
  3. Автономии (АО).
  4. Военный.
  5. Районный.

Областной прокурор и его зам., и приравненные к ним вправе подать административный иск или принести представление в ВС республики, а также, в суд:

  1. Областной.
  2. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
  3. АО.
  4. Военный — суд флота, гарнизона или округа.
  5. Районный.

Районный (городской) прокурор может быть административным истцом только в 2 судах — районном и гарнизонном.

Административный прокурорский иск должно быть составлен согласно положениям ч. 6 ст. 125 КАС РФ (п. 3 ст. 39 КАС РФ). Так, в нем прописывается:

  • название суда — куда направляется иск;
  • Ф. И. О. истца — прокурора и адрес прокуратуры;
  • контакты прокурора — телефонный номер, email, факс;
  • наименование и адрес ответчика — когда им является компания, инстанция (ведомство) или должностное лицо. Причем для компании и ИП здесь приводятся и данные об их госрегистрации;
  • Ф. И. О., прописка, место и день рождения ответчика — физлица;
  • телефонный номер, email ответчика;
  • информация о том, какие гражданские права, интересы и конституционные свободы граждан, в защиту которых прокуратурой подан иск, нарушены ответчиком, или об обстоятельствах, влекущих их ущемление;
  • требования, заявляемые к ответчику;
  • прокурорские доводы и установленные законодательством РФ основания для предъявления административного иска;
  • другие сведения — когда их указание необходимо по некоторым делам, указанным в ст. 213, 243, 277, 283 КАС РФ;
  • перечень документации, прилагаемой к административному прокурорскому иску.

Читайте также: Заключение мирового соглашения прокурором

В случае подачи иска о защите охраняемых российским законодательством интересов, гражданских прав и конституционных свобод прокурор обязан указать в нем причины, исключающие возможность подачи данного иска самим гражданином.

Прокурор обязан приложить к своему иску определенные справки. Это:

  1. Уведомление о вручении участникам административного дела или другие справки, удостоверяющие вручение участникам дела ксерокопий иска и его приложений, которых у них нет на руках.
  2. Справки с указанием обстоятельств, удостоверяющих заявляемые прокурором исковые требования.
  3. Документация, содержащая данные о жалобе, направленной в порядке подчиненности, и об итогах ее разрешения — если подобная жалоба была подана ранее.
  4. Другие справки — при судопроизводстве по отдельным делам в рамках 213, 243, 277, 283 КАС РФ.

Справки, прилагаемые к административному прокурорскому иску, могут быть предъявлены судье не только на бумаге, но и в pdf (doc)-файле. Это можно сделать через сайт суда. Причем онлайн-справки, оформленные не прокуратурой, а иным лицом, ведомством или компанией должны быть удостоверены их усиленной подписью ЭЦП.

Порядок подачи электронной документации установлен при обращении:

  • в ВС РФ — Приказом Председателя ВС РФ № 46-П от 29 ноября 2016 г.;
  • в суды общей юрисдикции (кроме мирового) и военные — Приказом Департамента при ВС РФ № 251 от 27 декабря 2016 г.;
  • к мировым судьям — Приказом ВС РФ № 168 от 11 сентября 2017 г.

Причем квитанция об уплате госпошлины по иску, поданному прокуратурой, прикладывать не нужно. Ведь прокурор освобожден от уплаты данной пошлины на основании ст. 333.36 НК РФ.

Административный прокурорский иск должен быть рассмотрен судом в течение 3 дней с даты получения судебной канцелярией. При его принятии судья выносит соответствующее определение (ст. 127 КАС РФ).

Читайте также: Порядок отказа прокурора от обвинения в суде УПК

Обязанности и полномочия, правовой статус КАС

По закону, прокурор может стать административным истцом только по административному делу. При этом к исковым прокурорским требованиям относятся защита гражданских прав, конституционных свобод и охраняемых законодательством РФ интересов:

  1. Граждан РФ.
  2. Неустановленного круга лиц — его, например, невозможно привлечь к судебному процессу в качестве истцов (Обзор практики ВС РФ за 1 квартал 2004 г.).

Также, прокурор вправе быть административным истцом и при защите интересов РФ, областей РФ и муниципалитетов.

На практике, понятие неустановленного круга лиц чаще используется в рамках ФЗ № 38 от 13 марта 2006 г. «О рекламе№ и ФЗ № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. О ЗПП.

Чтобы было более понятно, ниже приведены примеры участия прокурора в деле, как административного истца.

Пример № 1: В 2018 г. в рамках осуществления деятельности в сфере административной юрисдикции районный прокурор г. Севастополя принял участие по 3 делам о принудительной госпитализации больного в психбольницу (ст. 277 КАС РФ). Решения вынесены на основании позиции прокурорского работника-участника дела.

Пример № 2: Районная прокуратура приняла участие в деле по административному иску кандидатов в депутаты, поданному к Территориальному избиркому г. Севастополя. В иске было заявлено о признании подсчета голосов избирателей недостоверными и об отмене итоговых результатов голосования. Прокурор, как административный истец, дал заключение о правомерности действий избиркома. Суд принял доводы прокуратуры и отказал кандидатам в депутаты в удовлетворении их исковых требований.

По закону, прокурор может выступать в роли административного истца при защите гражданских прав, охраняемых российским законодательством интересов и конституционных свобод физлица только в том случае, если это физическое лицо не может самостоятельно сделать это. Иными словами, если гражданин не может подать иск в канцелярию суда:

  1. По возрасту — например, является пожилым.
  2. Из-за плохого здоровья — не может передвигаться без костылей, плохо видит и др.
  3. При недееспособности — так, имеет группу инвалидности.
  4. По иным заслуживающим внимания причинам.

Внимание! Приведенные обстоятельства обязательно должны быть указаны в административном прокурорском иске.

По закону, прокурор освобожден от оплаты судебных различных расходов и не имеет права на оформление соглашения о примирении сторон. Кроме того, прокурорский работник обязан уведомить гражданина об официальном отказе от поданного искового заявления и от защиты интересов данного физлица.

К прокурору — административному истцу нельзя предъявить встречный иск.

Отказ прокурора от административного иска

Прокурор вправе и отказаться от своего административного иска (п. 6 ст. 39 КАС РФ). Однако, судья отклоняет данное прокурорское решение, если физлицо также не отказалось от данного иска.

В случае официального отказа и прокурорского работника, и физического лица от исковых требований суд принимает его. Причем данное решение судьи не должно ущемлять гражданские права и конституционные свободы других граждан. В данной ситуации судья закрывает административное дело.

Таким образом, если при отказе прокуратуры от роли административного истца физлицо-участник дела заявляет о том, что он, наоборот, поддерживает административный иск, судья обязан рассмотреть его по существу (п. 13 Постановления ВС РФ № 36 от 27 сентября 2016 г.).

Читайте далее:

Образец заключения прокурора в административном судопроизводстве

Выступая в роли участника производстве по делам об административных правонарушениях прокурор обязан рассмотреть материалы дела и вынести соответствующее прокурорское заключение.

Если участие сотрудника прокуратуры в разрешении дела является обязательным, то прокурорское заключение должно быть предъявлено суду на бумаге.

Причем при составлении заключения и в пределах своих полномочий прокурор вправе руководствоваться не позицией истца или ответчика, а следующими фактами:

  • законными требованиями;
  • материалами дела — например, о выявлении мелкого мошенничества с применением курсовых разниц, по ст. 7.27 КоАП РФ;
  • обстоятельствами, которые были установлены судом.

Участие прокурорского работника в административных делах предполагает составление заключения. В нем указывается:

  • личное мнение сотрудника прокуратуры по поводу законных оснований для принятия судьей иска;
  • оценка доказательств, представленных суду;
  • обстоятельства дела (существенные, по факту);
  • законы и иные НПА, регулирующие судебный спор.

При этом выводы, приведенные в прокурорском заключении, не считаются обязательными для суда.

Скачать образец прокурорского заключения

В итоге, согласно КАС прокурор вправе быть административным истцом. При этом в прокурорском иске могут быть приведены требования о защиту как прав и свобод граждан, неустановленной группы лиц, так и интересов российских регионов, муниципалитетов и РФ. Также, прокурорский работник вправе отказаться от своего иска, но не во всех случаях.

Оцените статью
Magoblproc.ru
Добавить комментарий