Бесплатная 
консультация юриста

Разграничение компетенции между территориальными и специализированными прокуратурами

Структура и система прокуратуры

По закону, в РФ работает как Генеральная прокуратура, так и специализированные и территориальные прокуратуры. Причем, полномочия последних двух разграничены Генпрокурором РФ. Что представляют собой специализированные и территориальные прокуратуры и каким образом разграничены компетенции между ними, рассказано ниже в статье.

Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 200-46-92

Территориальные и специализированные прокуратуры

Помимо генеральной в систему прокуратуры РФ входят спецпрокуратуры и территориальные. Эти инстанции работают на основе принципа единства системы органов надзорного ведомства. Однако, они различаются между собой по нескольким критериям.

Что из себя представляют, в чем разница

По закону, территориальные прокуратуры — это те, что подразделяются в зависимости от подведомственной территории. Это прокуратуры (ст. 11 Закона РФ № 2202-1-ФЗ):

  1. Областные — субъектов РФ.
  2. Городские.
  3. Районные.

К специализированным же относятся приравненные к территориальным транспортные, военные и природоохранные прокуратуры.

Эксперт сайта
Гаврилова Ольга
Стаж работы в качестве адвоката — 21 год. С 2015 г. является экспертом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова А.Н.
Задать вопрос
Основная разница между территориальной и спецпрокуратурой заключается в объеме их компетенций, разграниченных законодательством РФ. Кроме того, последняя отвечают за конкретную сферу деятельности — военная служба, транспорт или охрана природы, соответственно.

Разграничение компетенций между ними

Генпрокурором РФ введено разграничение полномочий между территориальными и специализированными прокуратурами. Например, в компетенцию областных прокуроров входит надзор за (п. 1 Приказа Генпрокуратуры РФ № 84 от 7 мая 2008 г.):

  • соблюдением статей Конституции РФ и законодательства РФ;
  • соблюдением конституционных свобод и гражданских прав человека — надзор осуществляется за региональными властями, муниципалитетами, региональными подразделениями агентств, служб и министерств правительства РФ, управлениями СК РФ и их работниками, а также, за администрацией и руководством коммерческих компаний и НКО;
  • правомерностью актов, оформляемых приведенными в первом пункте органами власти;
  • условиями содержания задержанных лиц в СИЗО (ИВС);
  • применением принудительных мер к осужденному на основании ст. 97 УК РФ.

Кроме того, областные прокуроры вправе участвовать в законотворческой и иной аналогичной деятельности областных дум и давать заключение и направлять дело в суд для дальнейшего рассмотрения на основании ст. 221, 226.8 УПК РФ. Кроме того, они могут руководить профессиональной деятельностью местных районной и городской прокуратур.

Законодательством РФ разграничены компетенции природоохранного и областного прокурора. Так, к компетенции первого из них (на правах областной) относится надзор за выполнением законодательства РФ (п. 4 Приказа Генпрокурора № 84 о разграничении компетенции между территориальной прокуратурой и военными и другими специализированными прокурорами):

  1. Природоохранными региональными министерствами и службами правительства РФ, НКО.
  2. Об охране природы.
  3. В сфере обеспечения гражданских прав на природную благоприятную среду, достоверность сведений о ее текущем состоянии и получение компенсации ущерба, нанесенного вследствие нанесения вреда экологии — когда экологические правонарушения совершены региональной исполнительной властью, муниципалитетом, коммерческими компаниями и НКО.
  4. При принятии распоряжений и иных правовых актов, издаваемых в природоохранной сфере.
  5. При реализации государством или муниципалитетом природоохранных программ.
  6. В отношении соблюдения прав ИП (бизнесменов), региональных властей, муниципалитета и их сотрудников — при прокурорском надзоре в сфере охраны природы.
  7. Об исполнительном производстве — по решениям судов, если они вынесены по прокурорскому иску и по открытым прокурором делам по КоАП РФ.

Также, природоохранный прокурор вправе вести прием граждан, подавать иски в суд и руководить работой приравненных к городской и районной прокуратурам. Кроме того, он может принимать участие вместе с областными прокурорами в законотворческой и иной правотворческой деятельности региональных и местных органов власти в природоохранной сфере.

Приказ о разграничении компетенции прокуроров касается и полномочий природоохранных и районных прокуратур. Так, первая из них вправе следить за выполнением требований законодательства РФ:

  • о природопользовании;
  • об охране природы;
  • природоохранными региональными управлениями агентств и министерств правительства РФ, СК РФ; муниципалитетами;
  • директорами и администрацией фирм и НКО;
  • правомерностью актов, оформляемых в сфере охраны природы;
  • при госрегистрации и рассмотрении бумажных и электронных писем граждан об экологических правонарушениях (преступлениях).

Отдельно Генпрокурором РФ разграничены полномочия транспортного и областного прокурора. Так, к компетенции транспортной прокуратуры (на правах областной) относится надзор за выполнением требований российского законодательства (п. 3 Приказа Генпрокурора № 84 от 7 мая 2008 г.):

  1. Железнодорожниками.
  2. Персоналом кораблей и самолетов.
  3. Таможенниками и полицейскими на транспорте.
  4. Транспортными управлениями СК РФ.
  5. Региональными властями и муниципалитетом.
  6. Администрацией и директорами НКО и фирм.
  7. При принятии распоряжений и других аналогичных актов, оформляемых в сфере транспорта.

Кроме того, прокуратура на транспорте вправе быть гособвинителем в суде по открытому уголовному делу. Такое возможно, если обвинительное заключение оформлено самим транспортным прокурором или его замом.

Также транспортный прокурор может принимать участие в рассмотрении судьей дел, открытых по кодексам КоАП РФ, ГПК РФ или АПК РФ. Кроме того, он вправе осуществлять руководство транспортной прокуратурой района.

Приказ Генпрокуратуры 84 разграничивает полномочия территориальной и военной прокуратуры. Так, военный прокурор вправе следить за правомерностью действий органов власти (п. 6 Приказа № 84):

  • при принятии правовых актов должностными лицами Генштаба РФ, Минобороны РФ, военкоматов и войсковых Управлений, частей (организаций) и военными управлениями СК РФ — здесь же военный прокурор следит за соблюдением ими прав военных, их семей и физлиц;
  • при задержании сотрудниками погранслужбы ФСБ РФ граждан за нарушение госграницы РФ и помещении их в ИВС и аналогичные изоляторы;
  • при производстве дел по КоАП РФ — в отношении физлиц и юрлиц, допустивших незаконное пересечение госграницы РФ, а также, нарушивших правил добычи и последующего использования рыбы, водорослей и других водных (морских) биоресурсов;
  • при содержании военных на гауптвахтах;
  • в случае рассмотрения административного дела или материалов в военном суде — после осуществления военным проступков, приведенных в Указе Президента РФ № 1495 от 10 ноября 2007 г.

Помимо отдельных, Генпрокурором РФ установлены и общие полномочия территориальных и спецпрокуроров. Это:

  1. Координация работы органов правопорядка по борьбе с преступностью.
  2. Прокурорский надзор за выполнением требований антикоррупционного законодательства.
  3. Рассмотрение обращений граждан о правонарушениях.
  4. Рассмотрение письменных или электронных жалоб физлиц на акты или бездействия (действия) прокуратур, напрямую подчиненных спецпрокурору и территориальному.
  5. Участие в изучении жалоб граждан судом — при уголовном судопроизводстве.
  6. Анализ сведений о состоянии дел по обеспечению правопорядка.
  7. Составление отчетов о работе надзорного ведомства.
  8. Надзор за профессиональной деятельностью органов дознания, розыска и предварительного следствия (кроме транспортного).

Также, спецпрокуратуры и территориальные, по закону, обязаны предоставлять необходимые сведения СМИ (Приказ Генпрокурора 84). Порядок взаимодействия с прессой устанавливает Генпрокурор РФ.

Кто обладает более широкими полномочиями

Наиболее широкими полномочиями обладает территориальная прокуратура. Ведь то, что не относится к компетенции спецпрокуратуры, принадлежит ей. Приказ Генерального прокурора 84 просто закрепил этот факт, сузив объем полномочий спецпрокуратур.

Если в регионе РФ нет спецпрокуратуры, областные прокуроры обязаны возложить свои надзорные полномочия на городские и районные прокуратуры.

Таким образом, в систему надзорного ведомства входят и территориальные (региона РФ, города, района) и спецпрокуратуры. Причем Генпрокурором РФ разграничены их компетенции. Однако, каждая из них обязаны обеспечивать постоянное информационное взаимодействие друг с другом и принимать согласованные меры по борьбе с преступностью.

Роман Абдрахманов

Помощник арбитражного управляющего. Специализируется на таких направлениях как банкротство физических лиц. Работа с коллекторами и судебными приставами. Общий юридический стаж более 10 лет.

Magoblproc.ru
Добавить комментарий