Бесплатная 
консультация юриста

Классификация правовых средств прокурорского надзора

Законодательство

При надзоре прокуратура использует различные правовые средства. Причем каждое из них может быть применено только по основаниям, установленным Законом РФ № 2202-1-ФЗ. Что такое правовые средства прокурорского надзора, какова их классификация и в каких случаях они могут быть использованы прокуратурой, рассказано ниже в статье.

Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 200-46-92

Что такое прокурорский надзор — законодательная основа

Юридический термин «прокурорский надзор» установлен ст. 1 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г. По закону, этот термин означает контроль прокуратуры за:

  • исполнением законодательства РФ и соответствием закону актов, издаваемых исполнительной властью РФ, СК РФ, правительством и заксобранием субъектов РФ, муниципалитетом, Генштабом, Минобороны, ОНК, органами контроля, а также коммерческими организациями и НКО;
  • соблюдением конституционных свобод и гражданских прав граждан РФ со стороны учреждений и их должностных лиц, приведенных в ст. 1 ФЗ № 2202-1;
  • соблюдением законодательства РФ оперуполномоченными, дознавателями и следователями из органов предварительного следствия;
  • исполнением законов приставами ФССП;
  • соблюдением законов администрациями СИЗО, ИВЛ, тюрем и психбольниц для заключенных.

При надзоре прокурор может использовать различные правовые средства. Все они установлены Законом РФ № 2202-1-ФЗ.

Правовые средства прокурорского надзора

Под понятием «Правовые средства надзора прокурора» подразумеваются закрепленная Законом РФ № 2202-1-ФЗ совокупность методов, приемов и действий прокуратуры. При их использовании реализуются надзорные функции прокурора. Законодательством РФ установлены различные правовые средства, используемые при надзоре со стороны этого ведомства.

Читайте также: Что является предметом общего прокурорского надзора

Виды и их классификация

Правовые средства прокуратуры бывают 2 видов. Это:

  1. Полномочия прокурора — установлены ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г.
  2. Акты прокурорского реагирования.

Кроме того, данные средства надзора классифицируются по:

  1. Направленности.
  2. Характеру.
  3. Форме.

Также, правовые средства различаются и по порядку применения. Они могут быть общими (например, вынесение протеста, прокурорская проверка) и специальные. К специальным методам надзора относится, например, объявление прокурорского предостережения, которое возможно только при надзоре за соблюдением норм российского законодательства и правомерностью актов НПА.

По направленности правовых средств

Средства прокурорского надзора делятся и по направленности. Так, это могут быть следующие направления деятельности прокуратуры (ст. 21, 22 ФЗ № 2202-1):

  1. Выявление нарушений законодательства РФ, а также их условий и причин — например, это может быть истребование необходимой документации или запрос на выделение специалистов для разрешения появившихся вопросов.
  2. Устранение правонарушений и их обстоятельств — так, это может быть внесение протеста на незаконный акт или оформление представления.
  3. Предотвращение нарушений закона.

В целях предотвращения правонарушений прокурор выносит предостережение о недопустимости законодательства РФ.

По характеру

Правовые средства различаются и по характеру. Они могут быть:

  1. Обязывающими — например, это может быть требование о направлении в прокуратуру специалиста, истребование документации, инициирование проверки.
  2. Приостанавливающими — приостановление предварительного следствия по уголовному делу или деятельности экстремистских организаций или незаконных актов НПА после вступления в силу.
  3. Распорядительными — например, письменные прокурорские поручения и указания дознавателю.

Читайте также: Основные акты реагирования прокурора на нарушения закона

К распорядительным средствам относятся и Указания Генпрокурора РФ по вопросам дознания.

По форме

Законодательством РФ установлены и различные формы правовых средств прокурора. Это могут быть:

  1. Действия прокуратуры.
  2. Акты реагирования (протест, предостережение, постановление, представление).

К действиям прокуратуры, в частности, относятся:

  • подача (поддержание в судебном процессе) искового заявления в суде;
  • разъяснение потерпевшему порядка защиты его гражданских прав и конституционных свобод;
  • осуществление проверки;
  • свободный вход на территории проверяемых госорганов, органов и иных организаций, приведенных в п. 1 ст. 21 ФЗ 2202-1, при предъявлении на КПП удостоверения прокурора;
  • проверка исполнения российского законодательства — после получения сведений о фактах правонарушения;
  • контроль за работой подведомственных университетов и иных аналогичных организаций;
  • вызов работников и физлиц для дачи показаний — после осуществления ими правонарушений.

К действиям прокуратуры относятся и другие ее функции, установленные ст. 22, 27, 30, 33 Закона РФ № 2202-1-ФЗ.

Выбор и применение акта реагирования, от чего зависит

Законодательством РФ установлены 4 виды актов прокурорского реагирования. Это (ст. 23-25 ФЗ № 2202-1):

  1. Протест.
  2. Представление.
  3. Постановление.
  4. Предостережение.

От степени и характера нарушения российского законодательства, распространенности этого правонарушения, правового статуса и адресата (органа или отдельного сотрудника) зависит выбор того или иного акта реагирования.

Например, заместитель или сам прокурор вправе внести протест только на незаконный акт в ведомство или отдельному сотруднику, оформивших данный акт, или начальнику этого работника или в вышестоящую инстанцию. Также, он может обратиться в суд (ст. 23 ФЗ No 2202-1).

Протест должен быть рассмотрен ведомством или его сотрудником на протяжении 10 дней со дня его получения от прокуратуры. Если же протест внесен на акт (решение) заксобрания региона РФ или муниципалитета, он подлежит немедленному рассмотрению на очередном заседании.

В отдельных случаях, то есть, когда требуется незамедлительное устранение правонарушений, надзорное ведомство сокращает срок рассмотрения прокурорского протеста.

После рассмотрения и принятия мер по протесту сотрудник (ведомство) обязаны сообщить об этом прокурору. Ответ дается в письменном виде (на бумаге).

Если протест будет рассмотрен коллегиальным органом, то прокурора нужно обязательно уведомить о дате заседания.

По закону, до начала рассмотрения протеста ведомством или уполномоченным сотрудником прокурор вправе отозвать данный акт.

Прокурор вправе оформить и представление об устранении правонарушений. Оно адресуется ведомству или отдельному сотруднику, допустивших правонарушения, и подлежит незамедлительному рассмотрению (ст. 24 ФЗ № 2202-1).

Должностное лицо (ведомство) на протяжении 1 мес. с даты внесения прокурорским работником представления обязаны принять необходимые меры по устранению правонарушений и их условий. Причем об этом нужно обязательно уведомить прокурора (в письменном виде).

Как и в случае с протестом, если представление будет рассмотрено кабинетом министров, правлением или иным коллегиальным органом, прокурор обязательно должен быть уведомлен о дне его заседания.

В случае антиконституционности и незаконности правительственных постановлений Генпрокурору РФ необходимо проинформировать об этом главу государства.

Если же должностное лицо совершило административное правонарушение, прокурор оформляет постановление об открытии дела по КоАП РФ с указанием мотивов для этого. Данный акт подлежит рассмотрению ведомством или уполномоченным сотрудником на протяжении 15 дней с даты его оформления. Об итогах рассмотрения прокуратура также уведомляется в письменном виде (ст. 25 ФЗ № 2202-1).

При наличии же данных о находящихся на стадии подготовки правонарушениях и в целях их предотвращения прокурор или его зам. вправе направить письменное предостережение о недопустимости данных деяний (ст. 25.1 ФЗ № 2202-1). Оно направляется:

  • уполномоченному сотруднику;
  • руководству общественных объединений, религиозных организаций и другим лицам — если прокурорским работником получена информация о готовящихся правонарушениях экстремистской направленности.

В случае отказа от исполнения прокурорских требований, приведенных в предостережении, виновный сотрудник может понести ответственность в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ.

Таким образом, при надзоре прокуратура вправе применять различные правовые средства. Это могут быть как действия, так и оформление отдельных актов. Причем в случае невыполнения прокурорских требований виновный может понести ответственности по КоАП РФ.

Читайте далее:
Оцените статью
Magoblproc.ru
Добавить комментарий