Бесплатная 
консультация юриста

Что является предметом общего прокурорского надзора

Полномочия прокурора

Помимо иных служебных обязанностей прокуратура РФ осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законодательства РФ. Причем указанная деятельность может выполняться при применении определенных методов и отдельными должностными лицами, а не всей системой прокуратуры. Что входит в понятие «предмет прокурорского надзора» и каковы принципы его организации, рассказано ниже в статье.

Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 200-46-92

Предмет прокурорского надзора — что под этим понимается

По закону, прокурорский надзор — это один из видов деятельности прокуратуры. К предмету прокурорского надзора относится то, на что направлена проверка, проводимая надзорным ведомством. Так, это соблюдение законных прав и конституционных свобод физлица, как гражданина и человека, а также, соответствие правовых актов законодательству РФ. При этом объектами прокурорского надзора являются ведомства, инстанции и другие органы власти, комиссия ОНК, а также администрации и руководство компаний (фирм) и НКО.

К предметам прокурорской проверки, проводимой в рамках надзора со стороны прокуратуры, относятся:

  1. Поступившие в надзорное ведомство сведения, если их нельзя опровергнуть или подтвердить без проведения проверки, — жалобы физлиц, обращения со стороны ведомств и министерств, сообщения СМИ и другие материалы о совершенных правонарушениях.
  2. Материалы дел — возбужденных по УК РФ, КоАП РФ, ГПК РФ или АПК РФ.
  3. Материалы по анализу статистических данных и правоприменительной практики прокуратуры.

По общему правилу, прокурорский надзор осуществляется на основании п. 2-15 ст. 21 Закона РФ № 2202-1-ФЗ.

Сущность и основные задачи, что может быть субъектом

Основной целью прокурорского надзора является проверка соблюдения положений Конституции РФ и исполнения законов РФ различными ведомствами и должностными лицами (п. 1 ст. 21 ФЗ № 2202-1). Это:

  • органы предварительного следствия (СК РФ);
  • органы власти всех уровней;
  • контролирующие органы;
  • комиссии ОНК;
  • администрация и руководство коммерческих компаний, фирм или НКО.

На федеральном уровне прокурорский надзор распространяется лишь на ведомства и министерства. Поднадзорными объектами прокуратуры не являются Президент РФ, Правительство РФ, Госдума и Совфед РФ. То есть, приведенные объекты не имеют никакого отношения к прокурорской проверке.

Также, прокуратура, по закону, не вправе оценивать законность президентских указов. В случае же несоответствия действующему российскому законодательству правительственных постановлений Генпрокурор РФ информирует об этом главу государства на основании п. 3 ст. 24 ФЗ № 2202-1.

При надзоре прокуратура следит за надлежащим исполнением законов, включая и региональные. Кроме того, к основным задачам прокурорского надзора относятся контроль за (п. 7–11 Приказа Генпрокурора № 195 от 7 декабря 2007 г.):

  • соответствием законодательству РФ правовых актов министерств, ведомств, инстанций и других органов власти и их должностных лиц, приведенных в п. 1 ст. 21 ФЗ № 2202-1;
  • соблюдением конституционных свобод физлица — как гражданина РФ, так и человека;
  • соблюдением законных прав граждан РФ на медпомощь, социальное обеспечение;
  • соблюдением конституционных прав человека на жилище, труд, а также, избирательных прав;
  • своевременностью выплаты работодателем з/п и по обеспечению работникам безопасных и комфортных условий труда;
  • соблюдением законов РФ о собственности, ИП;
  • исполнением положений кодексов НК РФ, ЗК РФ и БК РФ;
  • соблюдением законодательства РФ в антимонопольной, банковской сфере;
  • соблюдением таможенного законодательства РФ;
  • исполнением законодательства РФ о рациональном природопользовании — после выявления факта экологического преступления прокуратура вправе привлечь виновных лиц к ответственности и поставить вопрос о взыскании с них нанесенного природе мат. ущерба;
  • обнаружением и пресечением противоправных деяний — этим должны заниматься контролирующие органы;
  • полнотой и законностью проведенных контролирующими ведомствами и министерствами мероприятий по устранению правонарушений и привлечению соответствующих виновных лиц к ответственности — при бездействии приведенных инстанций прокуратура вправе привлечь к ответственности их руководства;
  • правомерностью решений чиновников по жалобам физлиц на действия подведомственных учреждений (инстанций);
  • исполнением законов РФ о борьбе с алкоголизмом, наркозависимостью, о занятости населения.
Эксперт сайта
Гаврилова Ольга
Стаж работы в качестве адвоката — 21 год. С 2015 г. является экспертом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова А.Н.
Задать вопрос
В случаях обнаружения правонарушений при гражданском судопроизводстве прокуратура вправе использовать свои полномочия на основании ст. 45 ГПК РФ. Это правило касается случаев, когда пострадавший не может явиться в суд для защиты своих прав из-за зрелого возраста, плохого здоровья или других уважительных причин. При рассмотрении экономических споров прокуратуре необходимо применять полномочия, приведенные в ст. 52 АПК РФ (п. 12 Приказа Генпрокурора № 195 от 7 декабря 2007 г.).

При обнаружении во время прокурорского надзора фактов противоправного применения к физлицам штрафов, незаконного содержания под стражей и других административных принудительных мер прокуратура обязана немедленно пресекать их. При выявлении пробелов и нестыковок в отдельных законах надзорному ведомству необходимо вносить в Госдуму, облдуму и горсовет предложения о внесении дополнений, корректировке законов, а также, окончательном принятии или отмене законопроектов и других НПА.

Читайте также: Как правильно написать ответ на требование в прокуратуру

В случае несоответствия правительственных постановлений статьям Конституции РФ и законам РФ или наличия пробелов в законодательстве РФ прокуратура обязана представить соответствующие материалы Генпрокурору РФ (п. 20 Приказа Генпрокурора № 195 от 7 декабря 2007 г.).

По закону, субъектом прокурорского надзора может быт прокурор или его зам. Это могут быть замы Генпрокурора РФ, начальники главков, управлений и отделов Генпрокуратуры РФ, а также, областные, городские и районные прокуроры. Также, надзором вправе заниматься военные прокуроры, приравненные к областным, городским районным и прокуроры из иных спецпрокуратур (п. 3 ст. 21 ФЗ № 2202-1, п. 23 Приказа Генпрокурора России № 195 от 7 декабря 2007 г.).

Читайте далее:

Принципы организации прокурорского надзора

По закону, инициировать проверку в рамках прокурорского надзора вправе только прокурор или его заместитель (п. 3 ст. 21 ФЗ № 2202-1). О принятии такого решения информируется руководство или уполномоченное лицо проверяемой компании (предприятия) или органа до дня начала проверки включительно. В приведенном решении обязательно прописываются цели, законные основания и предмет надзора.

Срок прокурорской проверки — до 30 дней с момента ее начала.

В ходе своей повседневной деятельности, в том числе и при надзоре, прокурор или его зам. (п. 2 ст. 4 ФЗ № 2202-1):

  1. Использует свои полномочия независимо от решений министерств (ведомств) или высказываний чиновников, общественных различных организаций.
  2. Действует согласно законодательству РФ.
  3. Действует гласно, когда это не нарушает законы РФ об охране конституционных свобод и законных прав физлиц, а также, законов о гостайне и другой аналогичной охраняемой законодательством РФ тайне — оповещает СМИ и население о проведенных мероприятиях по прокурорскому надзору.
  4. Информирует российское общество и чиновников о состоянии правопорядка в РФ.

При осуществлении надзора прокуратура, по закону, может получать доступ к секретным сведениям (п. 2.1 ст. 4 ФЗ № 2202-1). Так, прокурор или его заместитель вправе получать доступ к персональным данным гражданина (например, Ф. И. О., прописка).

По закону, прокуроры не могут становиться депутатами или членами других органов, создаваемых властями РФ и местными муниципалитетами. Также, они не могут входить в состав общественно-политических организаций. Причем законодательством РФ не разрешается открытие и деятельность данных объединений в прокуратуре. Таким образом, решения общественных объединений не имеют никакого значения при прокурорском надзоре.

Читайте также: Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов следствия

При надзоре прокуроры и их замы не могут совмещать его с волонтерской, благотворительностью или оплачиваемой работой, кроме трудовой деятельности в сфере педагогики, науки и другой творческой. При этом творческая прокурорская деятельность не может оплачиваться только из-за рубежа, а также за счет средств зарубежных компаний, международных организаций или иностранцев, если другое не установлено международным договором РФ или отдельными российскими законами.

Также, замы или сами прокуроры не могут входить в состав совета попечителей, администраций, совета директоров или других органов зарубежных НКО, НПО и их структур в РФ, если другое не разрешено законодательством РФ или соответствующим международным договором РФ.

К прокурорскому надзору могут привлекаться представители других госорганов. При этом привлекать к этой работе можно только экспертов и аналитиков в подлежащей надзору в сфере.

Если в ходе прокурорской проверки, проводимой в рамках надзора, нарушений законодательства РФ не обнаружено, на протяжении 10 дней со дня ее окончания оформляется акт по принятой Генпрокурором РФ форме. Ксерокопия акта направляется руководству или уполномоченному должностному лицу проверяемой фирмы, предприятия или органа.

Таким образом, прокурорский надзор — одна из важных направлений деятельности прокуратуры. При надзоре проверяется соблюдение положений Конституции и исполнение законодательства РФ. Причем при надзоре прокурор обязан придерживаться законных принципов организации деятельности надзорного ведомства.

Оцените статью
Magoblproc.ru
Добавить комментарий