Бесплатная 
консультация юриста

Нормативно-правовая база регламентирующая деятельность прокуратуры

Законодательство

В соответствии с законодательством РФ, деятельность прокуратуры РФ законодательно регламентируются Конституцией Российской Федерации, ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г., и отдельными международными договорами РФ. Все они в совокупности образуют правовой фундамент, который может законодательно обеспечивать работу этого надзорного ведомства. В чем заключается нормативно-правовое обеспечение деятельности прокуратуры и какие приказы Генпрокуратуры РФ и международные правовые акты при этом используются, рассказано ниже в статье.

Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 301-93-70

Правовые основы деятельности прокуратуры

Правовые основы деятельности прокуратуры РФ в первую очередь регулируются ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г. (ст. 3 Закона РФ № 2202-1). А также правовыми актами, регулирующими деятельность органов прокуратуры, являются:

  1. Конституция РФ.
  2. Приказы Генпрокуратуры РФ.

Деятельность прокуратуры РФ регламентируется и отдельными международными договорами РФ. Причем если решения или иные акты межгосударственных (наднациональных) органов противоречат Конституции РФ, они не подлежат исполнению на территории России.

Законы, регламентирующие работу ведомства в России

В России деятельность прокуратуры РФ регламентируется Законом РФ № 2202-1-ФЗ, иными аналогичными законами РФ и Конституцией РФ. Об этом сказано в ст. 3 ФЗ № 2202-1. Также, работу ведомства регламентируют ГПК РФ, УК РФ и УПК РФ.

Читайте также: Структура и функции генеральной прокуратуры

Конституционно-правовые основы организации

Деятельность прокуратуры законодательно регулируется и Конституцией РФ. Так, порядок трудоустройства в данное ведомство регулируются ст. 83, 102 Конституции.

Конституционно правовые основы организации и текущей деятельности прокуратуры РФ установлены ст. 129 Конституции РФ. В частности, в этой статье указано, что прокуратура РФ — это федеральная единая централизованная система органов. В ее компетенцию входит надзор за соблюдением:

  • законодательства РФ;
  • свобод и законных прав гражданина (человека);
  • Конституции РФ.

Кроме того, прокуроры, вправе в соответствии с возложенными на них полномочиями возбуждать уголовные дела и выполнять другие функции.

В ст. 129 Конституции указано, что деятельность прокуратуры в целом законодательно регулируются ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г.

Причем согласно п. 2 ст. 129 Конституции, прокурорами вправе быть граждане РФ:

  1. Еще не оформившие иностранный паспорт, ВНЖ или не имеющие другой справки, удостоверяющей их право на наличие постоянной прописки за рубежом.
  2. Не имеющие вкладов (банковского счета), ценностей и налички в зарубежных банках, открытых за рубежом.

Кроме того, Генпрокурор РФ и его замы могут быть назначены на должность только после предварительных консультаций с Совфедом, а уволены — Президентом РФ. Это же правило действует в отношении еще 2-х прокуроров — субъекта РФ и военного.

Иные же прокуроры подлежат увольнению и, наоборот, назначаются на вакантную должность Президентом РФ. Причем такое возможно, если приведенный порядок трудоустройства и увольнения предусмотрен соответствующим законом РФ.

Районные (городские) прокуроры, как и приравненные к ним, могут быть назначены на вакантную должность или, наоборот, уволены с работы только Генпрокурором РФ.

Контролирующие нормативно-правовые документы

Помимо ФЗ № 2202-1 и Конституции РФ, правовое регулирование полномочий прокурора может обеспечиваться и контролирующими нормативно-правовыми документами Генпрокуратуры РФ. Основные из них приведены ниже в таблице.

Вид документа Номер и дата Описание
1 Приказ Генпрокуратуры РФ № 149, 26 сентября 2007 г. О Соглашении об антикоррупционном сотрудничестве прокуратур стран СНГ
2 № 206, 20 декабря 2007 г. О признании некоторой организационно-распорядительной документации, утратившей силу после проведения военной реформы и изменения законодательства РФ
3 № 142, 06 мая 2009 г. О склонении прокуроров к коррупции
4 № 282, 26 августа 2009 г. О деятельности ведомства по антикоррупционным рекомендациям Группы государств
5 № 400, 28 декабря 2009 г. О проведении экспертизы положений актов НПА на наличие признаков коррупции
6 № 114, 17 марта 2010 г. О Кодексе этики прокурора
7 № 79, 25 марта 2011 г. О Кодексе этики госслужащего ведомства
8 № 180, 23 июня 2011 г. Об исполнении президентского Указа № 657 от 20 мая 2011 г.
9 № 7, 16 января 2012 г. О работе ведомства по борьбе с преступностью
10 № 134, 18 марта 2014 г. Об установлении перечня должностей в ведомстве
11 № 175, 03 апреля 2014 г. О проведении прокуратурой антикоррупционной экспертизы
12 № 230, 24 апреля 2014 г. О получении прокурором подарков на службе
13 № 287, 25 мая 2014 г. О представлении прокурорами данных о своих расходах, движимом/недвижимом имуществе, полученных доходах и имеющихся обязательствах
14 № 454, 29 августа 2014 г. О надзоре прокуратуры за исполнением антикоррупционного российского законодательства
15 № 611, 11 ноября 2014 г. О комиссиях ведомства по разрешению конфликта интересов на службе
16 № 725, 26 декабря 2014 г. О представлении прокурорами запрашиваемых у них данных о доходах, недвижимом/движимом имуществе, имеющихся обязательствах и расходах
17 № 179, 14 апреля 2015 г. О реализации прокурорским работником полномочий, установленных ФЗ № 230 от 03 декабря 2012 г.
18 № 206, 05 мая 2015 г. О мерах, направленных на повышение эффективности текущей деятельности прокуратуры
19 № 268, 29 мая 2015 г. Об установлении перечня должностей госслужбы
20 № 489, 18 сентября 2015 г. Об уведомлении прокуроров, замещающими определенные должности
21 № 558, 12 октября 2015 г. О внесении поправок в документацию Генпрокурора РФ по противодействию коррупции
22 № 603, 29 октября 2015 г. Об установлении списка должностей
23 № 173, 25 марта 2016 г. О награждении прокуроров и принятии ими спец. званий (в том числе и почетных)
24 № 209, 08 апреля 2016 г. Об уведомлении госслужащими о появлении личной заинтересованности, приводящей к возможному конфликту интересов на службе
25 № 531, 30 августа 2016 г. О передаче доли, пая в уставном капитале юридических лиц (организаций) или ценных бумаг в доверительное управление
26 № 612, 28 сентября 2016 г. О награждении госслужащих федеральных госорганов, региональных органов, муниципалитетов и принятии ими почетных званий
27 № 729, 23 октября 2017 г О поправках в документы Генпрокурора РФ по антикоррупционным вопросам
28 № 485, 08 августа 2018 г. О результатах исполнения антикоррупционного Национального плана, установленного на 2018-2020 гг.
29 № 186, 12 апреля 2021 г. Об этапах конкурса на замещение вакансии на госслужбе

Указания же Генпрокурора РФ, чаще, регулируют, более узкие направления деятельности прокуратуры. Так, согласно Указанию Генпрокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. № 39/7 «О применении предостережения» прокурорам предлагается использовать это предостережение как основную меру предупреждения правонарушений.

Распоряжения Генпрокурора РФ регулируют меры прокурорского реагирования краткосрочного или разового характера.

Международные правовые акты

Деятельность прокуратуры регулируется и международными правовыми актами. Это:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
  2. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.
  3. Всемирная декларация о защите детей от 30 сентября 1990 г.
  4. Стандартные минимальные правила ООН, введенные для установления порядка правосудия в отношении лиц до 18 лет (Пекинские правила от 29 ноября 1985 г.).

В итоге деятельность российской прокуратуры регулируются Конституцией РФ и Законом РФ № 2202-1-ФЗ. Кроме того, во время исполнения служебных обязанностей прокурор учитывает положения таких правовых источников, как международные правовые акты. Причем они не должны идти вразрез с Конституцией РФ. Также, деятельность ведомства регулируется соответствующими Приказами Генпрокуратуры РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
8 (800) 301-93-70 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
Это быстро и бесплатно!
Роман Абдрахманов

Помощник арбитражного управляющего. Специализируется на таких направлениях как банкротство физических лиц. Работа с коллекторами и судебными приставами. Общий юридический стаж более 10 лет.

Magoblproc.ru
Добавить комментарий