В соответствии с законодательством РФ, деятельность прокуратуры РФ законодательно регламентируются Конституцией Российской Федерации, ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г., и отдельными международными договорами РФ. Все они в совокупности образуют правовой фундамент, который может законодательно обеспечивать работу этого надзорного ведомства. В чем заключается нормативно-правовое обеспечение деятельности прокуратуры и какие приказы Генпрокуратуры РФ и международные правовые акты при этом используются, рассказано ниже в статье.
Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 301-93-70
Правовые основы деятельности прокуратуры
Правовые основы деятельности прокуратуры РФ в первую очередь регулируются ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г. (ст. 3 Закона РФ № 2202-1). А также правовыми актами, регулирующими деятельность органов прокуратуры, являются:
- Конституция РФ.
- Приказы Генпрокуратуры РФ.
Деятельность прокуратуры РФ регламентируется и отдельными международными договорами РФ. Причем если решения или иные акты межгосударственных (наднациональных) органов противоречат Конституции РФ, они не подлежат исполнению на территории России.
Законы, регламентирующие работу ведомства в России
В России деятельность прокуратуры РФ регламентируется Законом РФ № 2202-1-ФЗ, иными аналогичными законами РФ и Конституцией РФ. Об этом сказано в ст. 3 ФЗ № 2202-1. Также, работу ведомства регламентируют ГПК РФ, УК РФ и УПК РФ.
Читайте также: Структура и функции генеральной прокуратуры
Конституционно-правовые основы организации
Деятельность прокуратуры законодательно регулируется и Конституцией РФ. Так, порядок трудоустройства в данное ведомство регулируются ст. 83, 102 Конституции.
Конституционно правовые основы организации и текущей деятельности прокуратуры РФ установлены ст. 129 Конституции РФ. В частности, в этой статье указано, что прокуратура РФ — это федеральная единая централизованная система органов. В ее компетенцию входит надзор за соблюдением:
- законодательства РФ;
- свобод и законных прав гражданина (человека);
- Конституции РФ.
Кроме того, прокуроры, вправе в соответствии с возложенными на них полномочиями возбуждать уголовные дела и выполнять другие функции.
В ст. 129 Конституции указано, что деятельность прокуратуры в целом законодательно регулируются ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г.
Причем согласно п. 2 ст. 129 Конституции, прокурорами вправе быть граждане РФ:
- Еще не оформившие иностранный паспорт, ВНЖ или не имеющие другой справки, удостоверяющей их право на наличие постоянной прописки за рубежом.
- Не имеющие вкладов (банковского счета), ценностей и налички в зарубежных банках, открытых за рубежом.
Кроме того, Генпрокурор РФ и его замы могут быть назначены на должность только после предварительных консультаций с Совфедом, а уволены — Президентом РФ. Это же правило действует в отношении еще 2-х прокуроров — субъекта РФ и военного.
Иные же прокуроры подлежат увольнению и, наоборот, назначаются на вакантную должность Президентом РФ. Причем такое возможно, если приведенный порядок трудоустройства и увольнения предусмотрен соответствующим законом РФ.
Районные (городские) прокуроры, как и приравненные к ним, могут быть назначены на вакантную должность или, наоборот, уволены с работы только Генпрокурором РФ.
Контролирующие нормативно-правовые документы
Помимо ФЗ № 2202-1 и Конституции РФ, правовое регулирование полномочий прокурора может обеспечиваться и контролирующими нормативно-правовыми документами Генпрокуратуры РФ. Основные из них приведены ниже в таблице.
№ | Вид документа | Номер и дата | Описание |
1 | Приказ Генпрокуратуры РФ | № 149, 26 сентября 2007 г. | О Соглашении об антикоррупционном сотрудничестве прокуратур стран СНГ |
2 | № 206, 20 декабря 2007 г. | О признании некоторой организационно-распорядительной документации, утратившей силу после проведения военной реформы и изменения законодательства РФ | |
3 | № 142, 06 мая 2009 г. | О склонении прокуроров к коррупции | |
4 | № 282, 26 августа 2009 г. | О деятельности ведомства по антикоррупционным рекомендациям Группы государств | |
5 | № 400, 28 декабря 2009 г. | О проведении экспертизы положений актов НПА на наличие признаков коррупции | |
6 | № 114, 17 марта 2010 г. | О Кодексе этики прокурора | |
7 | № 79, 25 марта 2011 г. | О Кодексе этики госслужащего ведомства | |
8 | № 180, 23 июня 2011 г. | Об исполнении президентского Указа № 657 от 20 мая 2011 г. | |
9 | № 7, 16 января 2012 г. | О работе ведомства по борьбе с преступностью | |
10 | № 134, 18 марта 2014 г. | Об установлении перечня должностей в ведомстве | |
11 | № 175, 03 апреля 2014 г. | О проведении прокуратурой антикоррупционной экспертизы | |
12 | № 230, 24 апреля 2014 г. | О получении прокурором подарков на службе | |
13 | № 287, 25 мая 2014 г. | О представлении прокурорами данных о своих расходах, движимом/недвижимом имуществе, полученных доходах и имеющихся обязательствах | |
14 | № 454, 29 августа 2014 г. | О надзоре прокуратуры за исполнением антикоррупционного российского законодательства | |
15 | № 611, 11 ноября 2014 г. | О комиссиях ведомства по разрешению конфликта интересов на службе | |
16 | № 725, 26 декабря 2014 г. | О представлении прокурорами запрашиваемых у них данных о доходах, недвижимом/движимом имуществе, имеющихся обязательствах и расходах | |
17 | № 179, 14 апреля 2015 г. | О реализации прокурорским работником полномочий, установленных ФЗ № 230 от 03 декабря 2012 г. | |
18 | № 206, 05 мая 2015 г. | О мерах, направленных на повышение эффективности текущей деятельности прокуратуры | |
19 | № 268, 29 мая 2015 г. | Об установлении перечня должностей госслужбы | |
20 | № 489, 18 сентября 2015 г. | Об уведомлении прокуроров, замещающими определенные должности | |
21 | № 558, 12 октября 2015 г. | О внесении поправок в документацию Генпрокурора РФ по противодействию коррупции | |
22 | № 603, 29 октября 2015 г. | Об установлении списка должностей | |
23 | № 173, 25 марта 2016 г. | О награждении прокуроров и принятии ими спец. званий (в том числе и почетных) | |
24 | № 209, 08 апреля 2016 г. | Об уведомлении госслужащими о появлении личной заинтересованности, приводящей к возможному конфликту интересов на службе | |
25 | № 531, 30 августа 2016 г. | О передаче доли, пая в уставном капитале юридических лиц (организаций) или ценных бумаг в доверительное управление | |
26 | № 612, 28 сентября 2016 г. | О награждении госслужащих федеральных госорганов, региональных органов, муниципалитетов и принятии ими почетных званий | |
27 | № 729, 23 октября 2017 г | О поправках в документы Генпрокурора РФ по антикоррупционным вопросам | |
28 | № 485, 08 августа 2018 г. | О результатах исполнения антикоррупционного Национального плана, установленного на 2018-2020 гг. | |
29 | № 186, 12 апреля 2021 г. | Об этапах конкурса на замещение вакансии на госслужбе |
Указания же Генпрокурора РФ, чаще, регулируют, более узкие направления деятельности прокуратуры. Так, согласно Указанию Генпрокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. № 39/7 «О применении предостережения» прокурорам предлагается использовать это предостережение как основную меру предупреждения правонарушений.
Распоряжения Генпрокурора РФ регулируют меры прокурорского реагирования краткосрочного или разового характера.
Международные правовые акты
Деятельность прокуратуры регулируется и международными правовыми актами. Это:
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
- Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.
- Всемирная декларация о защите детей от 30 сентября 1990 г.
- Стандартные минимальные правила ООН, введенные для установления порядка правосудия в отношении лиц до 18 лет (Пекинские правила от 29 ноября 1985 г.).
В итоге деятельность российской прокуратуры регулируются Конституцией РФ и Законом РФ № 2202-1-ФЗ. Кроме того, во время исполнения служебных обязанностей прокурор учитывает положения таких правовых источников, как международные правовые акты. Причем они не должны идти вразрез с Конституцией РФ. Также, деятельность ведомства регулируется соответствующими Приказами Генпрокуратуры РФ.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 8 (800) 301-93-70 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) Это быстро и бесплатно!