Бесплатная 
консультация юриста

Органы военной прокуратуры и их место в системе

Структура и система прокуратуры

Система правоохранительных органов Российской Федерации в области военных правоотношений является важной частью защиты прав и свобод военнообязанных лиц нашего государства. Ключевую роль играет военная прокуратура – государственный надзорный орган.

Указанный правоохранительный орган нацелен на пресечение противоправных действий в сфере правоотношений между военнообязанными лицами, борьбы с коррупционными преступлениями и отношениями, выходящими за рамки устава и служебного контракта.

Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 301-93-70

Что входит в систему органов, структура

Совокупность органов военной прокуратуры представляет собой традиционную структурную систему: федеральный и региональный уровень. Данные уровни, в свою очередь, подразделяются на три звена:

  1. Главная военная прокуратура.
  2. Прокуратура субъектов, куда приравниваются прокуратура войск, флотов, воинских округов. Исходя из структуры, размещенной на официальном сайте военной прокуратуры РФ, уровень окружного звена подразделяется на следующие подразделения: балтийский флот, восточный и западный воинский округ, московская городская воинская прокуратура, ракетные войска стратегического назначения, северный флот, тихоокеанский флот, центральный и южный воинский округ, черноморский флот.
  3. Прокуратура городов и районов, к которым приравнивается прокуратура гарнизонов, объединений. Следует отметить, что решением Главного военного прокурора в городах и районах могут создаваться отдельные прокурорские участки. Цель таких нововведений – урегулирование правоотношений между военнообязанными лицами на более узкой территории.

Указанное трехзвенное деление регламентировано ч.1 ст.46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (далее – ФЗ «О прокуратуре»).

Главный военный прокурор в структурной иерархии является заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. На сегодняшний день указанную должность с 2017 года занимает Петров Валерий Григорьевич. По служебному положению указанные должностные лица достаточно самостоятельны.

Соответственно, Петров В.Г. регулирует деятельность подразделений военной прокуратуры в нашем государстве в рамках российского законодательства. Законом не устанавливается отдельная необходимость согласовывать действия с Генпрокурором РФ. Исключение составляет организация и реорганизация штатов и органов рассматриваемого правоохранительного органа. Данное полномочие остается за Генеральным прокурором РФ.

В связи с недавними поправками, внесенными весной в Конституцию Российской Федерации, изменился порядок назначения прокуроров на соответствующие должности. Так, согласно ч. 3 ст. 129 Конституции РФ, главный военный прокурор назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. По такому же принципу назначаются на должность и военнослужащие в субъектах и районах.

Каждое подразделение военной прокуратуры имеет свою внутреннюю структуру, которая не имеет отличительных черт от любого другого правоохранительного органа. Так, представлен следующий состав:

  • главный прокурор (с заместителями);
  • управление делами;
  • самостоятельные отделы;
  • отвечающие за отдельно взятый фронт работы;
  • канцелярия;
  • приемная.

Функции, права и обязанности военных прокуроров

Ввиду особой специфики правоохранительного органа, ограниченности субъектного состава, малочисленности составов преступлений, сфера деятельности военного прокурора несколько ограничена. Должностное лицо действует строго в регламентированной области – «вооруженные, оборонные и силовые структуры нашего государства».

Базовое полномочие любого органа прокуратуры – осуществление надзора за соблюдением установленных норм законодательства в сфере регулируемых правоотношений, а также представление стороны обвинения на судебных стадиях гражданского, административного и уголовного процесса.

В ч. 2 ст. 47 ФЗ «О прокуратуре РФ» регламентируются дополнительные полномочия, свойственные напрямую военному прокурору. В число таковых входят следующие положения:

  • участие в заседаниях воинских советов, совещаниях;
  • организация вневедомственных проверок;
  • проверка законности содержания военнослужащих, находящихся под арестом, задержанных на гауптвахтах, в дисциплинарных частях. В случаях выявления нарушения прав указанных лиц, прокурор уполномочен требовать обеспечения охраны и должного содержания.

Следует также отметить, что прокурор обладает правом беспрепятственно входить на территорию или в помещение воинской части, требовать для ознакомления необходимые документы, независимо от установленного режима. Для этого необходимо предъявить служебное удостоверение.

Среди общих полномочий выделяются:

  • принятие и рассмотрение заявлений, жалоб и предложений от военнослужащих;
  • проверка информации, зафиксированной в заявлении о совершении правонарушения или преступления;
  • при обнаружении факта правонарушения, предпринять все необходимые меры для его устранения;
  • прокурор вправе давать письменные или устные указания сотрудникам органа дознания, отвечающих за проведение предварительного следствия;
  • вправе направлять запросы для получения дополнительной информации во время рассмотрения поступивших заявлений;
  • направлять требования об отстранении того или иного оперативного сотрудника, при совершении последним правонарушения;
  • подать исковое заявление в рамках гражданского судопроизводства или административное исковое заявление;
  • подать апелляционных представлений и жалоб на вынесенное решение, определение, постановление суда.

Полномочия прокурора — это непросто связь прав и обязан­ностей, а их единство. Каждое право является обязанностью и, наоборот, каждая обязанность есть право. В правовом положении прокурорских органов (впрочем, как и других органов государства) не существует дифференциации прав и обязанностей подобно тому, как это бывает у граждан. Служебный долг прокуроров совмещает их воедино в понятии «полномочия».

Органы военной прокуратуры и их место в системе
Герб военной прокуратуры

Кто может стать военным прокурором

Проходить службу в органах военной прокуратуры может любой гражданин Российской Федерации, вне зависимости от пола. Главные требования указаны в разделе V ФЗ «О прокуратуре РФ»:

  • состояние здоровья соответствует установленным стандартам;
  • наличие высшего юридического образования по специальности с квалификацией «юрист» или с квалификацией «магистр» при наличии степени бакалавра.

Следует отметить, что в рассматриваемом правоохранительном органе прокурор является военнослужащим, а не лицом, проходящим государственную гражданскую службу. Соответственно, на него распространяются льготы и ограничения, свойственные именно для служащих.

Органы военной прокуратуры и их место в системе
Прохождение службы в органах военной прокуратуры

Основания для назначения

Основанием для назначения лица на должность военного прокурора является соответствующий приказ вышестоящего должностного лица. Так, заместители Главного военного прокурора, руководители отделов и подразделений назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации. Иные прокуроры назначаются на должность Главным военным прокурором.

Следует отметить, что предельным возрастом пребывания военнослужащего на должности военного прокурора составляет 65 лет.

Особенности обращения в военную прокуратуру

Подать жалобу в военную прокуратуру можно при наличии следующих оснований:

  • совершение военнослужащим преступления, установленного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • совершение действий, которые прям нарушают устав военнослужащих, правила внутреннего распорядка;
  • правонарушение совершено в пределах войсковой части.

Обращение, по общему правилу, подается после обнаружения факта совершения правонарушения или преступления. Формы обращения предлагают альтернативную вариацию действий:

  • личное обращение с устным заявлением, которое принимается и фиксируется уполномоченным на то сотрудником военной прокуратуры;
  • направление письменного заявления посредством электронной почты;
  • направление заявления о преступлении или правонарушении посредством почтового отправления;
  • направление заявления на официальном сайте военной прокуратуры в разделе «Прием обращений».

Следует отметить, что ст. 16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает ответственность за злоупотребление правом гражданина на обращение в государственные и правоохранительные органы. В результате установления этого факта лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности, в зависимости от объема негативных последствий.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
8 (800) 301-93-70 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)
Это быстро и бесплатно!
Роман Абдрахманов

Помощник арбитражного управляющего. Специализируется на таких направлениях как банкротство физических лиц. Работа с коллекторами и судебными приставами. Общий юридический стаж более 10 лет.

Magoblproc.ru
Добавить комментарий