Возбуждение прокурором производства об административном правонарушении

Полномочия прокурора

В целях пресечения различных противоправных деяний и при исполнении служебных обязанностей по правовой защите прав и свобод граждан прокурор оформляет отдельное постановление о возбуждении дела по КоАП РФ. Аналогичные полномочия прокурорского работника приведены в КоАП РФ. На основании чего возможно возбуждение административного производства прокурором и что должно быть указано в его соответствующем постановлении, рассказано ниже в статье.

Возбуждение административного дела прокурором

По закону, уполномоченный сотрудник прокуратуры вправе возбудить и административное дело. В отличие от должностных лиц иных уполномоченных госорганов, прокурором выносится соответствующее постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а не оформляется протокол.

Приведенные прокурорские полномочия и порядок действий прокурора установлены ст. 28.2, 28.4 КоАП РФ и ч. 1 ст. 25 ФЗ № 2202-1 от 17 января 1992 г. В этом случае прокуратура формирует доказательственную базу по делу.

Может ли он это сделать, на основании чего, исключительная компетенция КоАП

По закону, прокуратура может открыть новое дело об административном правонарушении. Причем ответственность за совершение этого противоправного деяния может быть установлена как КоАП РФ, так и соответствующим региональным законом. При возбуждении нового дела им выносится соответствующее постановление.

По закону, прокурор имеет исключительную компетенцию по возбуждению производства только по правонарушениям, приведенным в следующих статьях КоАП РФ:

  • 20.3.1, 20.3.2, 20.26, 20.28, 20.29;
  • 19.9, 19.28, 19.29, 19.32;
  • 19.6.1, 19.8.1 (в части противоправных деяний сотрудников ФСТ РФ);
  • 19.4 – ч. 3;
  • 15.33.1;
  • 15.27 – ч. 4;
  • 15.10 – ч. 1;
  • 14.25 – ч. 1, 2;
  • 14.35, 14.56;
  • ч. 1-4.1, 6, 7 ст. 14.13 (кроме случая, когда виновным лицом является арбитражными управляющими);
  • 14.28 — ч. 6;
  • 13.14, 13.19.1, 13.19.3 (кроме противоправных деяний, совершенных застройщиком, или его должностными лицами), 13.27, 13.28;
  • 8.32.2, 12.35;
  • 8.49 – ч. 2;
  • 7.24, 7.35;
  • 7.31 – ч. 1;
  • 6.19, 6.20;
  • 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63.1.

Прокуратура вправе возбудить производство об административном правонарушении и при надзоре за соблюдением положений Конституции РФ или российского законодательства.

Порядок возбуждение производства об административном правонарушении

По закону, поводом к открытию прокуратурой нового производства по административному правонарушению могут стать различные законные основания, удостоверяющие наличие самого противоправного деяния. Это:

  • непосредственное обнаружение достаточных сведений;
  • материалы, поступившие из МВД и иных органов правопорядка, или из других госорганов, а также из муниципалитета, общественных организаций;
  • заявления или иная информация от физлиц и юрлиц, или из СМИ;
  • фиксация установленного региональным законодательством правонарушения, касающегося благоустройства городской (придомовой) территории, или при ДТП. Причем выявленное противоправное деяние совершено с применением автомобиля, иного ТС или владельцем недвижимого имущества (так, участка земли). Правонарушение фиксируется техсредствами, оснащенными камерами кино- и фотосъемки, видеозаписи или различными средствами кино- и фотосъемки, камерами;
  • документальное подтверждение информации от владельца ТС о том, что в ситуациях, установленных ч. 4 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, автомобиль или иное ТС был под управлением другого лица.

Остальные законные основания для использования прокурором данных полномочий приведены ниже в таблице.

Статья КоАП РФ, по которой прокурор возбуждает дело Законное основание
1 14.12, 14.13, 14.23 Законные основания, приведенные в ч. 1-3 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, а также заявления участников дела о банкротстве, и участника арбитражного процесса по банкротному делу, администрации должника-юрлица, СРО арбитражных управляющих
2 14.9, 14.31-14.33, 14.40 Оформление комиссией ФАС соответствующего решения после выявления несоблюдения антимонопольного законодательства РФ
3 14.9.1 Когда комиссия ФАС выявила факты нарушения установленной Правительством РФ процедуры в сфере строительства
4 14.55.2 Если комиссия Рособоронзаказа выявила несоблюдение законодательства РФ в сфере гособоронзаказа
5 8.35, 8.37 Принятие охотничьим инспектором акта о выявлении признаков противоправного деяния, непосредственно связанных с несоблюдением положений Закона РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2009 г.

Административное производство может быть открыто сотрудником прокуратуры только при наличии как минимум одного из законных оснований, установленных п. 1, 1.1, 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ. Кроме того, прокуратурой должно быть собрано достаточно фактических данных, подтверждающих наличие самого правонарушения. Причем дело считается возбужденным только с даты вынесения прокуратурой соответствующего постановления об открытии производства по нему.

В случае официального отказа от возбуждения нового дела после получения информации, заявлений или материалов от СМИ, физлиц, юридических лиц, МВД или иных органов правопорядка или госорганов, прокурором выносится соответствующее определение об отказе заявителю в открытии производства по делу.

При возбуждении дела руководителю юрлица или физлицу, а также другим участникам дела прокуратурой обязательно должны быть разъяснены их обязанности и законные права. Об этом в постановлении делается отдельная запись.

Кроме того, физлицо или руководитель юрлица, в отношении которых открыто новое дело, должны быть ознакомлены с прокурорским постановлением. Ведь приведенные лица вправе предъявить свои возражения или объяснения по данному акту.

В случае неявки виновного лица по соответствующему извещению производство по административному делу возбуждается прокуратурой и в его отсутствие. Причем ксерокопия прокурорского постановления обязательно должна быть направлена физлицу (законному представителю юрлицу)-адресату на протяжении 3 дней с даты оформления.

Постановление подписывается прокурором, и виновным лицом-гражданином или руководителем (законным представителем) юрлица. Причем неявка в прокуратуру по извещению или официальный отказ приведенных лиц от подписания данного акта обязательно фиксируются в нем.

Виновному лицу и потерпевшему (при наличии) под расписку обязательно должна быть вручена ксерокопия прокурорского постановления.

По закону, прокурор обязан оформить постановление сразу же после обнаружения противоправного деяния. Если же требуется доп. проверка обстоятельств дела или сведений о физлице (юрлице), оно составляется на протяжении 2 суток с даты обнаружения этого противоправного деяния. В случае же начала расследования этот акт должен быть оформлен по завершении расследования.

После рассмотрения прокурорского постановления уполномоченным госорганом (должностным лицом) принимается решение о привлечении виновного физлица (юрлица) к ответственности. Причем оно подлежит обжалованию в суде.

Эксперт сайта
Гаврилова Ольга
Стаж работы в качестве адвоката — 21 год. С 2015 г. является экспертом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова А.Н.
Задать вопрос
Поступившие из прокуратуры материалы административного дела должны быть рассмотрены в установленный законом срок. Так, они рассматриваются на протяжении 15 дней с даты получения уполномоченным госорганом или сотрудником ведомства соответствующего прокурорского постановления. Причем в суде такое дело, по закону должно быть рассмотрено на протяжении 2 мес. с даты получения на руки данного акта прокуратуры. Об итогах рассмотрения прокурорского постановления прокуратуре сообщается только в письменном виде, то есть, на бумаге.

Постановление прокурора, какие реквизиты содержит

При возбуждении дела об административном правонарушении уполномоченный на это прокурор выносит соответствующее постановление. Оно составляется в произвольной форме. Однако, в этом акте обязательно указываются:

  1. День и место составления документа.
  2. Занимаемая должность, фамилия и инициалы уполномоченного сотрудника прокуратуры.
  3. Информация о виновном лице — физлице или юрлице.
  4. Ф. И. О. и прописки свидетелей, потерпевших — если они имеются в деле.
  5. Место и день совершения противоправного деяния, и факт его совершения.
  6. Статья регионального закона или КоАП РФ, по которой выписывается штраф или назначается иное наказание.
  7. Объяснение виновного лица. Здесь слово дается физлицу или руководителю, или другому законному представителю организации.
  8. Другая важная информация по делу.
  9. Подписи прокурора и виновного лица.

Скачать образец прокурорского постановления об административном правонарушении

Причем постановление прокуратуры о возбуждении административного производства – это акт, не влекущий за собой материальных или других негативных последствий, затрагивающих интересы и законные права гражданина (юрлица). Ведь наличие состава правонарушения может быть установлено только на этапе рассмотрения дела. По итогам изучения дела, поступившего из прокуратуры, только судом (иной уполномоченной инстанцией) принимается окончательное решение о назначении, в частности, административного штрафа, или о закрытии дела.

В итоге по закону, помимо иных процессуальных действий, прокурор вправе возбуждать и административное производство по делу. Причем такое возможно как по КоАП РФ, так и по соответствующему региональному закону. После рассмотрения поступивших от граждан (юрлиц) сообщений и их проверки на достоверность прокурором оформляется соответствующее постановление о возбуждении производства по административному делу или выносится определение об отказе в таковом.

Оцените статью
Magoblproc.ru
Добавить комментарий