Карта районных прокуратур Map picture
Ольский район

685910, Магаданская область, Ольский район, п. Ола
ул. Лесная, д. 5а

Приемная: (41341) 2-57-97 (факс)
Тенькинский район

686050, Магаданская область, Тенькинский район, п. Усть-Омчуг
ул. Горняцкая, д. 51

Приемная: (41344) 2-21-29 (факс)
Магадан

685000, г. Магадан
ул. Якутская, д. 65

Приемная: (4132) 65-49-99 (тел/факс)
Хасынский район

686110, Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка
ул. Юбилейная, д. 19а

Приемная: (41342) 9-21-00 (факс)
Сусуманский район

686310, Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман
ул. Набережная, 3

Приемная: (41345) 2-26-62 (факс)
Ягоднинский район

686232, Магаданская область, Ягоднинский район, п. Ягодное
ул. Квартал 60 лет СССР, д. 1

Приемная: (41343) 2-31-34 (факс)
Ольский район

685910, Магаданская область, Ольский район, п. Ола
ул. Лесная, д. 5а

Приемная: (41341) 2-57-97 (факс)
Среднеканский район

686160, Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан
ул. Советская, д. 2

Приемная: (41347) 9-48-59 (факс)
Омсукчанский район

686410, Магаданская область, Омсукчанский район, п. Омсукчан
ул. Транспортная, д.2

Приемная: (41346) 9-19-54 (факс)
Северо-Эвенский район

686430, Магаданская область, Северо-Эвенский район, п. Эвенск
ул. Чубарова, д. 10

Приемная: (41348) 2-23-56 (факс)

Интервью старшего помощника прокурора Магаданской области по рассмотрению писем, приему граждан, правовому просвещению Михаила Васильевича Колосовского

Интервью старшего помощника прокурора Магаданской области по рассмотрению писем, приему граждан, правовому просвещению Михаила Васильевича Колосовского
Ответственность за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан

Возможно ли привлечь к ответственности за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан?

Прежде всего, следует сказать о том, что в соответствии со статьей 33 Конституции России граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Требования к порядку рассмотрения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления обращений граждан установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Не всегда указанные должностные лица надлежащим образом исполняют предписания указанного закона.

В связи с чем, с 25 июля 2011 года введена в действие статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая привлечение виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Эта статья является действенной мерой понуждения должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, к полному и своевременному рассмотрению обращений, к письменному уведомлению граждан о результатах проверок по обращениям, к принятию мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав граждан.

Право возбуждения производств об административном правонарушении по указанной статьей Кодекса принадлежит исключительно прокурору, который в соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ выносит по этому поводу мотивированное постановление.
Дела об административных правонарушениях названной категории рассматриваются судом.

Кто и в каких случаях подлежит ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ?

Сфера действия Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» распространяется на должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, которые и несут ответственность за нарушения, допускаемые при рассмотрении обращений.

Согласно пункта 5 статьи 4 Закона № 59-ФЗ, должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Закон устанавливает, что обращение гражданина должно быть рассмотрено своевременно, объективно, всесторонне, а также приняты меры, направленные на восстановление или защиту прав и законных интересов гражданина.

Исходя из данных требований закона, можно назвать основные нарушения при рассмотрении обращений, за которые наступает административная ответственность.

Первое и наиболее очевидное – это бездействие должностного лица по не направлению или несвоевременному направлению письменного ответа заявителю на его обращение.

Необходимо отметить, что законом срок рассмотрения обращения установлен в 30 дней. В исключительных случаях он может быть продлен еще на 30 дней с обязательным уведомлением об этом заявителя. Следовательно, если уведомление о продлении срока рассмотрения обращении не направлено, то это также является основанием для возбуждения дела об административном нарушении.

Второе - бездействие должностного лица по направлению обращения в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения

Третье - отсутствие в ответе на обращение информации о разрешении поставленных в жалобе вопросов по существу; направление ответа не по всем доводам обращения.

Четвертое - не принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Пятое - нарушением порядка рассмотрения обращений граждан является также направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Всегда ли суды привлекают должностных лиц к ответственности на основании постановлений прокуроров?

Как правило, прокуроры проводят тщательные проверки сведений о нарушении прав граждан на обращение, готовят и направляют в суд качественные материалы, которые способствуют принятию судом законных решений о привлечении виновных к ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

За прошедший период не имелось случаев не привлечения судами должностных лиц к ответственности по материалам прокуроров о привлечении к административной ответственности, за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан.

Какие требования установлены для граждан при направлении обращений?

Требования к письменным обращениям регламентированы статьей 7 Закона № 59-ФЗ.

Так, гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

При этом следует иметь в виду, что имеются особенности рассмотрения некоторых обращений.

Если в письменном обращении не указаны фамилия, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, получивший орган вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в другой орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Если в обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки по данному вопросу.

Помимо этого следует учитывать, что обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Не вступившее в силу судебное решение может быть обжаловано только в апелляционном или кассационном порядке.

Вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в порядке надзорного судопроизводства или по вновь открывшимся обстоятельствам. Государственные органы, органы местного самоуправления или должностные лица не вправе отменять или изменять судебное решение.

Как прокурор узнает о нарушениях порядка рассмотрения обращений?

Сведения о нарушении порядка рассмотрения обращений поступают в прокуратуру от самих граждан, в результате мониторинга средств массовой информации, а также в ходе самостоятельных прокурорских проверок,

Так, неоднократные жалобы о нарушениях порядка рассмотрения обращений управлением Роспотребнадзора по Магаданской области, послужили основанием для включения в план работы прокуратуры области на 2 полугодие 2018 года проведения проверки в учреждении.

Проведенной проверкой выявлены многочисленные нарушения должностными лицами управления Роспотребнадзора по Магаданской области Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - не проведение проверок по всем доводам заявителей, ответы не по существу, не направление обращений в орган, полномочный их рассматривать, немотивированный отказ в проведении проверок, не направление ответов на жалобы, поступившие в ходе личного приема руководителем и др.

Прокурором области руководителю управления Роспотребнадзора Магаданской области внесено представление, которое признано обоснованным, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Какие итоги работы органов прокуратуры области по защите прав граждан на обращение в 2018 году?

В прошедшем году прокурорами выявлено 311 (против 228 в 2017 году) нарушений требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Основными нарушениями по-прежнему являлись оставление обращений граждан без ответа, нарушение установленных сроков их разрешения.

Для их устранения в территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие публично значимые функции, прокурорами внесено 87 представлений, по результатам рассмотрения которых 19 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

Так, только после вмешательства прокуратуры города Магадана судебным приставом исполнителем городского отдела судебных приставов УФССП России по Магаданской области было рассмотрено заявление жительницы Магадана о неисполнении решения суда о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

Выявленные нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан послужили основанием для внесения прокурором руководителю УФССП России по Магаданской области представления, которое рассмотрено и удовлетворено.

Прокурорами возбуждено 11 дел об административных правонарушениях по ст. 5.59 КоАП РФ, к административной ответственности привлечено 10 должностных лиц, которым назначены наказания в виде штрафа на общую сумму 51 тыс. рублей.

Например, по результатам проверки, проведенной прокуратурой города Магадана, по жалобе жителя областного центра установлено, что должностными лицами Управления административно-технического контроля мэрии города Магадана нарушены сроки рассмотрения обращения.

Прокуратурой города главе муниципального образования «Город Магадан» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Помимо этого, по постановлению прокурора города Магадана, мировым судом заместитель руководителя Управления привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.59 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
4 февраля 2019 Просмотров: 430