Карта районных прокуратур Map picture
Ольский район

685910, Магаданская область, Ольский район, п. Ола
ул. Лесная, д. 5а

Приемная: (41341) 2-57-97 (факс)
Тенькинский район

686050, Магаданская область, Тенькинский район, п. Усть-Омчуг
ул. Горняцкая, д. 51

Приемная: (41344) 2-21-29 (факс)
Магадан

685000, г. Магадан
ул. Якутская, д. 65

Приемная: (4132) 65-49-99 (тел/факс)
Хасынский район

686110, Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка
ул. Юбилейная, д. 19а

Приемная: (41342) 9-21-00 (факс)
Сусуманский район

686310, Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман
ул. Набережная, 3

Приемная: (41345) 2-26-62 (факс)
Ягоднинский район

686232, Магаданская область, Ягоднинский район, п. Ягодное
ул. Квартал 60 лет СССР, д. 1

Приемная: (41343) 2-31-34 (факс)
Ольский район

685910, Магаданская область, Ольский район, п. Ола
ул. Лесная, д. 5а

Приемная: (41341) 2-57-97 (факс)
Среднеканский район

686160, Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан
ул. Советская, д. 2

Приемная: (41347) 9-48-59 (факс)
Омсукчанский район

686410, Магаданская область, Омсукчанский район, п. Омсукчан
ул. Транспортная, д.2

Приемная: (41346) 9-19-54 (факс)
Северо-Эвенский район

686430, Магаданская область, Северо-Эвенский район, п. Эвенск
ул. Чубарова, д. 10

Приемная: (41348) 2-23-56 (факс)

О результатах надзора за законностью муниципальных нормативных правовых актов в 2017 году

Прокуратурой области проанализирована деятельность горрайпрокуроров в сфере муниципального нормотворчества и результаты надзора за законностью муниципальных нормативных актов за 2017 год.

Как показала практика прокурорского надзора, деятельность органов местного самоуправления по-прежнему требует повышенного внимания органов прокуратуры, так как треть вскрытых прокурорами нарушений выявляется в указанных органах.

В деятельности должностных лиц органов местного самоуправления выявлено 2735 (2730) нарушений, что составляет 20 % из числа всех вскрытых прокурорами нарушений. На незаконные муниципальные акты принесено 232 (257) протеста, должностным лицам органов местного самоуправления внесено 423 (420) представлений, по результатам рассмотрения которых 181 (119) лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, к административной ответственности по постановлениям прокуроров привлечено 21 (25) лицо, в суды предъявлено 79 (83) исков о понуждении к решению вопросов местного значения, а также переданных государственных полномочий.

Приоритетным направлением деятельности прокуратуры является законность муниципальных нормативных правовых актов.

В 2017 году органами местного самоуправления принято 1963 (2733) нормативных муниципальных правовых акта, в том числе 417 (551) представительными, 1546 (2182) исполнительными органами местного самоуправления.

Прокурорами на проектной стадии изучено 80% от всех принятых муниципальных актов.

В истекшем году на четверть увеличилось количество изученных прокурорами проектов - 1579 (81% от числа принятых актов, в том числе 410 (513) представительных и 1169 (1004) исполнительных органов.

Наиболее активно работа в данном направлении велась прокурорами г.Магадана, Ольского, Хасынского, Ягоднинского и Омсукчанского районов, обеспечившими изучение практических всех принимаемых органами местного самоуправления проектов.

Проделанная работа позволила минимизировать количество незаконных актов. По замечаниям прокуроров нормотворческими органами скорректирован каждый пятый проект. По замечаниям прокурора Тенькинского района доработана половина всех изучаемых проектов.

По результатам изучения в 179 (267) проектах выявлены нарушения, в том числе нормы, не соответствующие законодательству (11%). В органы местного самоуправления направлены замечания о необходимости корректировки проектов.

В представительные органы направлено 40 (66) замечаний, 1 акт принят без учета замечаний прокуроров, в связи с чем, внесено 1 представление, которое удовлетворено.

Так, прокурором г. Магадана направлено замечание на проект решения Магаданской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Магадан» по факту противоречия его положениям ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 373-ФЗ), поскольку проектом не предусматривались предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежащие обязательному отражению в Правилах.

Проект был принят без учета замечания прокурора, в связи с чем, 23.06.2017 прокурором города внесено представление, которое удовлетворено.

В исполнительно-распорядительные органы направлено 139 (202) замечаний, без учета заключений прокуроров принято 2 нормативных акта, на которые впоследствии принесены протесты.

В 2017 году прокурорами оспорено 174 (252) незаконных муниципальных нормативных правовых акта. В целях их оспаривания принято 187 (224) актов прокурорского реагирования, в том числе внесено 5 (12) представлений, принесено 180 (208) протестов, в суд направлено 2 административных исковых заявления.

По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования приведено в соответствие с законодательством 145 (188) правовых актов (83% из числа оспоренных в текущем году).

Уменьшение количества оспоренных муниципальных актов связано прежде всего с активизацией правотворческой работы.

По состоянию на 01.01.2018 в Магаданской области имеется 9 муниципальных образований, сведения о которых внесены в реестр муниципальных образований. Во всех муниципальных образованиях сформированы органы местного самоуправления и приняты уставы.

В 2017 году прокурорами оспорено 2 (6) устава муниципальных образований. В настоящее время уставы муниципальных образований не приведены в соответствие лишь с федеральными законами, вступившими в силу после 10.11.2017. Вместе с тем, прокурорами не принимается достаточных мер по инициированию внесения необходимых изменений в уставы.

Снижен надзор за своевременным направлением муниципальных нормативных актов в регистр муниципальных нормативных правовых актов. Нарушения в данной сфере носят системный характер

Так, проверкой, проведенной прокурором Ягоднинского района установлено, что должностными лицами местной администрации сведения об источниках и датах опубликования принятых муниципальных нормативных правовых актов в уполномоченный орган своевременно не направлены. В целях устранения выявленных нарушений 08.09.2017 главе Ягоднинского городского округа внесено представление, которое удовлетворено, 02.10.2017, необходимые сведения направлены в уполномоченный орган, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Прокуратурой города Магадана установлено, что главой муниципального образования «Город Магадан» в Управление Минюста России по Магаданской области и ЧАО сведения об источнике и о дате официального опубликования муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования направлены с нарушением сроков, предусмотренных Федеральным законом № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», что явилось основанием для внесения 20.12.2017 главе муниципального образования «Город Магадан» представления об устранении нарушений законодательства.

Типичными нарушениями при издании муниципальных НПА в анализируемом периоде по прежнему являются нарушения при реализации законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о предоставлении муниципальных услуг, о защите прав предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, нарушения бюджетного, градостроительного законодательства, законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.

В сфере реализации законодательства об общих принципах организации местного самоуправления выявлено 13 (45) незаконных муниципальных правовых актов, что связано в том числе, с изменением законодательства в части требований к кандидатам на должность глав муниципальных образований, избираемых по результатам конкурса.

15.09.2017 прокуратурой Ягоднинского района опротестованы отдельные положения Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Ягоднинского городского округа, утвержденного решением Собрания представителей Ягоднинского городского округа от 08.10.2015 № 15, которым в нарушение требований Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и с превышением компетенции установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы муниципального образования (наличие высшего образования, стажа муниципальной (государственной) службы). По результатам рассмотрения протеста прокуратуры района решением от 19.10.2017 № 221 незаконный акт приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства.

По аналогичным основаниям опротестованы незаконные акты прокурорами Ольского, Тенькинского, Сусуманского районов.

Многочисленные нарушения допускаются органами местного самоуправления при регламентации в муниципальных нормативных правовых актах вопросов противодействия коррупции и муниципальной службы. В указанной сфере выявлено 15 (32) незаконных муниципальных нормативных правовых актов.

Прокурором г. Магадана 21.12.2017 принесен протест на Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы в мэрии города Магадана и членов их семей на официальном сайте мэрии города Магадана и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования, утвержденный постановлением мэрии города Магадана № 4364 от 09.10.2013, которым в нарушение требований Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указа Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции» не предусматривалась обязанность по размещению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов семьи муниципального служащего, а также устанавливались не соответствующие данному Указу Президента РФ перечни сведений, подлежащих размещению на сайте. Протест находится на рассмотрении.

В истекшем периоде горрайпрокурорами оспорено 16 (19) муниципальных актов, регулирующих отношения в сфере градостроительства, 13 из которых административные регламенты предоставления муниципальных услуг.

Оспоренными нормами с нарушениями требований ст.ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ установлен иной срок рассмотрения обращений для выдачи градостроительного плана земельного участка, разрешений на строительство объектов капитального строительства и ввод в эксплуатацию, а также перечень документов, необходимых для выдачи таких разрешений.

Прокурором Омсукчанского района 02.11.2017 принесен протест на постановление администрации Омсукчанского городского округа от 13.10.2017 № 748 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования Омсукчанский городской округ», который вступил в противоречие с нормами ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ в части срока предоставления услуги, а также перечня документов, требуемых от заявителей. Протест удовлетворен, постановлением от 10.11.2017 № 748 в незаконный акт внесены изменения.

Аналогичные протесты принесены прокурорами г.Магадана, Ольского, Тенькинского, Среднеканского и Сусуманского района.

Протесты удовлетворены.

В 2017 году выявлено и оспорено 4 незаконных муниципальных нормативных акта в сфере землепользования, из них 2 - правила землепользования и застройки, все из которых приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В истекшем периоде прокурорами также оспаривались нормативные правовые акты, противоречащие нормам Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Прокурором г. Магадана 31.05.2017 принесен протест на административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, расположенных на территориях, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» (утвержденный постановлением мэрии города Магадана от 16.01.2017 № 31), которым в нарушение требований Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусмотрена административная процедура формирования и направления межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг, включающая в себя положение о составе документов и информации, которые необходимы органу, предоставляющему муниципальную услугу, и организации, участвующей в предоставлении муниципальной услуги, но находятся в иных органах и организациях, в том числе в органах Росреестра.

По аналогичным основаниям опротестованы административные регламенты прокурорами Ольского, Хасынского, Тенькинского, Среднеканского и Омсукчанского районов. Все незаконные акты приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Анализ правотворческой работы прокуроров города и районов показывает, что разработка прокурорами города и районов проектов муниципальных нормативных правовых актов прежде всего направлена на повышение качества принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, особенно по актуальным направлениям федерального законодательства, а также в целях охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Так, в отчетном периоде прокурорами города и районов разработано и внесено в органы местного самоуправления 36 проектов МНПА. В настоящее время 32 (31) проекта приняты в качестве МНПА, в том числе, 2 проекта, разработанные в 2016 году, остальные находятся на рассмотрении.

В большинстве случаев, разработанные прокурорами проекты МНПА касаются регламентации вопросов осуществления муниципального контроля (6), защиты прав несовершеннолетних (6), предоставления муниципальных услуг (6), организации транспортного обслуживания населения (3), организации местного самоуправления (10), в том числе полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования (2), защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства (1), коррупции (4).

В связи с многочисленными фактами длительного неопубликования принимаемых нормативных правовых актов органами местного самоуправления Хасынского городского округа, в связи с отсутствием установленных сроков опубликования, прокуратурой Хасынского района разработан и направлен в Собрание представителей Хасынского городского округа проект соответствующих дополнений и изменений в Устав МО «Хасынский городской округ», который принят Собранием представителей 18.10.2017 .

Проведенный анализ нормотворческой деятельности органов местного самоуправления показал, что не всегда соблюдаются принципы планомерности и своевременности принятия (издания) нормативных правовых актов. Так, прокуратурой города Магадана по результатам мониторинга соблюдения законодательства при реализации на территории муниципального образования «Город Магадан» положений Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что уполномоченным органом - департаментом строительства, архитектуры и технического и экологического контроля мэрии города Магадана осуществляется оказание муниципальной услуги о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование, вместе с тем, административный регламент предоставления такой услуги на момент проверки (ноябрь 2016 года) не принят. По представлению прокуратуры г. Магадана 16.01.2017 за № 31 утвержден соответствующий административный регламент.

Кроме того, горрайпрокуроры оказывают различную помощь муниципалитетам путем проведения семинаров, участия в совещаниях по проблемным вопросам, также информируют их о необходимости принятия либо изменения действующих муниципальных актов. В отчетном периоде в органы местного самоуправления направлено 55 (97) представлений, информационных писем и предложений о необходимости принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства муниципальных нормативных правовых актов, 53 из которых учтены, остальные находятся на рассмотрении. К примеру, пробелы в нормативном регулировании горрайпрокурорами выявлялись при регламентации вопросов местного значения, правоотношений сфере градостроительства, в сфере транспортного обслуживания населения, в сфере муниципального контроля и пр.

В целях устранения пробелов прокуроры использовали как предоставленную уставами муниципальных образований правотворческую инициативу, направляли в органы местного самоуправления информационные письма, так и понуждали органы местного самоуправления разработать и принять соответствующие акты путем внесения представлений.

По результатам рассмотрения представления прокурора Омсукчанского района от 02.02.2017 администрацией округа приняты административные регламенты, регламентирующие порядок проведения процедуры предоставления муниципальной услуги в сфере предоставления разрешения на осуществление земляных работ, в том числе порядок согласования схемы движения транспорта и пешеходов на период проведения работ на проезжей части, а также проведения работ в технических и охранных зонах (постановления от 30.03.2017 № 253 и от 03.05.2017 № 351).

По представлению прокурора этого же района от 16.05.2017 постановлением администрации округа от 24.05.2017 № 420 утвержден порядок проведения проверок выполнения управляющей организацией обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.

В августе 2017 года прокуратурой Омсукчанского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований постановления Правительства РФ № 403 от 30.04.2014 года, в результате которой установлено, что соответствующие муниципальные акты (административные регламенты), регламентирующие порядок предоставления муниципальной услуги в сфере предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставления порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, не приняты.

Кроме того, по процедурам, предусмотренным пунктами 135-136 исчерпывающего перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 403, администрацией Омсукчанского городского округа приняты административные регламенты, тогда как муниципальные нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления, наличие которых является обязательным для проведения вышеуказанных процедур, отсутствуют.

В связи с выявленными нарушениями, прокурором района 01.08.2017 в адрес главы администрации внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Вышеуказанные нормативные правовые акты приняты 18.10.2017 и 27.11.2017.

Прокурором Тенькинского района 05.05.2017 в администрацию Тенькинского городского округа направлено письмо о необходимости разработки и принятия в соответствии с требованиями ст. 165 Жилищного кодекса РФ регламента проведения внеплановых проверок выполнения управляющей организацией обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.

По итогам рассмотрения информационного письма постановлением администрации Тенькинского городского округа от 31.05.2017 № 210-па принят соответствующий правовой акт.

В текущем году необходимо обеспечить своевременное и качественное изучение проектов муниципальных актов, надлежащий мониторинг изменений федерального и регионального законодательства, инициировать приведение уставов и иных правовых актов муниципальных образований в соответствие с изменениями в законодательстве.
28 апреля 2018 Просмотров: 305